Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Составление программ и подбор учебного материала к элективным курсам по английскому языку для профильной школы

Анализ контрольной работы № 1

Дорогие слушатели!

Большинство из вас уже выполнили Контрольную работу № 1, и теперь можно подвести некоторые итоги. Надо сказать, что в целом результаты преимущественно положительные, а недостатки, на мой взгляд, связаны не столько с неумением справиться с заданием, сколько с весьма формальным подходом к его выполнению, что, разумеется, вполне объяснимо нашей «профессиональной» болезнью – хронической перегрузкой, но не освобождает от необходимости лишний раз задуматься и вникнуть в проблему. Так, предложение составить анкету вызывало либо горячий отклик и, соответственно, продуманный список вопросов для конкретной аудитории (как правило, учащихся старшей школы), либо же учителя просто пытались, что называется, поскорее отделаться и заполняли лишь оставленные две строчки в таблице. К сожалению, газетное место приходится экономить, но, по-моему, вполне очевидно, что анкета – если она действительно предназначена для построения на самом деле востребованного курса – не может занимать 3-5 строк; предполагается, что в ней приводятся конкретные (а не общие) вопросы, предоставляющие учащемуся возможность осмысленного дальнейшего выбора.

Очевидно, что «располюсировка» прослеживалась и при выполнении последующих заданий. Одни отделывались просто формулировкой названия курса, который имел весьма отдалённое отношение к анкете, и нелегко было «вычислить», для какой целевой аудитории он предназначен и чем объяснима именно такая его направленность. На мой взгляд, одним из важных моментов планирования реально работающей программы курса является наличие логической взаимосвязи её составляющих – и это условие необходимо соблюдать, начиная с самого раннего этапа, предварительного.

При составлении рекламы к распространённым недостаткам можно отнести излишнее увлечение голословными «пиар-призывами» записываться на данный электив, с одной стороны, или же перегруженность таких даваемых заранее обещаний профессиональными педагогическими терминами. Представляется, что отсутствие описания условий работы и конкретных задач предлагаемого курса по выбору, а также реально запланированных (и контролируемых) результатов по его завершении существенным образом снижает эффективность работы. На одних “если” (вы хотите – мы вам все это предоставим в лучшем виде) построено слишком много рекламы вне образовательной сферы, и нередко такие «посулы» приводят к разочарованиям, поэтому в школьной рекламе хотелось, быть может, иной стилистики, приближенной к нуждам и чаяниям наших (а не каких-то вообще) учеников.

И, наконец, задание о развитии навыков и умений являлось логическим следствием предыдущих. Соответственно, в работах, где имелись грамотно составленные анкета и реклама, список этих навыков предлагался с учётом потребностей конкретных учащихся и, как правило, в двух видах РД, рецептивном и репродуктивном, тогда как в иных случаях имело место бессистемное перечисление «понравившихся» пунктов из приведённой в лекции таблицы.

В заключение хотелось бы ещё раз уточнить, что мои критические замечания относятся в основном к тем (в процентном отношении относительно немногочисленным) работам, в которых наблюдались отмеченные недостатки. Общее впечатление от проверки Контрольной работы № 1 вполне удовлетворительное и хочется пожелать слушателям дальнейших успехов и работы с учётом высказанных пожеланий.

Ю.Б. Кузьменкова