Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №14/2006

TEACHING MATERIALS

Технология разработки языковых обучающих программ в формате Microsoft PowerPoint

На Пятом Московском педагогическом марафоне учебных предметов был представлен интересный мультимедийный проект, выполненный в Курском государственном университете при поддержке Отдела культуры и печати (офис английского языка) посольства США в Москве. Результатом использования потенциала и инициативы учащихся с целью разработки качественных мультимедийных дидактических материалов стал компакт-диск “LISTEN+READ+LEARN”.

Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития языка, страноведческие реалии и злободневную проблематику. Сотрудники лаборатории мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам Курского государственного университета в течение ряда лет используют материалы сайта радиостанции “Voice of America” (“Голос Америки”) в разработке методических пособий и обучающих программ по иностранным языкам, организации аудиторных занятий, самостоятельной подготовки и творческой работы студентов на разных уровнях владения английским языком. Интернет-сайт радиостанции “VOA” (www.voanews.com) чрезвычайно привлекателен для преподавателей английского языка школы и вуза в силу следующих особенностей:

  • Посетителям сайта открыт свободный доступ к ежедневно обновляемым материалам радиопередач с возможностью как прослушать высококачественную аудиозапись, так и прочитать её сценарий в текстовом формате.

  • Помимо обычных новостных программ, характеризующихся высоким темпом изложения, радиостанция «Голос Америки» предлагает специальные передачи “Special English” (www.voaspecialenglish.com), отличающиеся медленным темпом речи, ограниченным словарным диапазоном (1000-1500 единиц наиболее частотной лексики) и рассчитанные на средний уровень владения английским языком (8-9 классы средней школы).

  • Тематика радиопередач довольно обширна и охватывает практически все области жизнедеятельности человека (политика, бизнес, культура, спорт, медицина, экология и т.д.), а также включает в себя большой объём страноведческих разделов (история США, знаменательные даты, выдающиеся люди и многое другое).

  • Свободный доступ открыт не только к передачам за последнее время, но и к архиву прошлых программ, причем звуковые фрагменты сохраняются в течение года после выхода передачи в эфир.

  • Многие передачи создаются авторами (особенно раздела “Special English”) с учётом вопросов и пожеланий радиослушателей из разных стран мира.

  • Интернет-сайт радиостанции “Голос Америки” характеризуется приятным, интуитивно понятным интерфейсом и возможностями целенаправленного тематического поиска.

Методические материалы, разработанные с использованием передач радиостанции “Voice of America”, помогают разнообразить занятия, проводимые по типовым учебным пособиям, актуализируют на занятиях злободневную тематику, реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию студентов и школьников.

Перспективной формой работы на любом уровне владения английским языком являются творческие задания (проекты) по созданию учащимися собственных дидактических материалов, методических разработок для своих одноклассников (однокурсников) и преподавателей. Например, с недавнего времени в рамках курса “Информационные технологии преподавания и изучения иностранных языков” студентам факультета иностранных языков Курского государственного университета предлагается самим разрабатывать мультимедийные интерактивные презентации (с помощью программы Microsoft PowerPoint) для совершенствования навыков аудирования на материалах передач радиостанции “Голос Америки”. Студентам предоставляется широкий выбор тематики передач, например, AGRICULTURE REPORT – Popcorn, AMERICAN MOSAIC – Father’s Day, AMERICAN MOSAIC – The Statue of Liberty, ECONOMICS REPORT – When Newspapers Lie, EDUCATION REPORT – Electronic Games in Education, ENVIRONMENT REPORT – Air pollution harms young lungs, HEALTH REPORT – How Much Water To Drink, THE MAKING OF A NATION – Space Race и др.

Задача в каждом новом проекте – постараться, используя материал радиопередачи, ввести и закрепить тематическую лексику, мотивировать многократное прослушивание учащимся звучащих речевых фрагментов с различными установками нарастающей сложности, а также предложить ряд заданий с привлечением дополнительного текстового и иллюстративного материала по изучаемой теме. В конце каждой тематической единицы даются вопросы, рассчитанные на организацию проблемного обсуждения в классе.

Реализация проекта с помощью программы подготовки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint позволяет разнообразить работу, привлечь внимание учащегося, сделать занятие более динамичным. С нашей точки зрения, прекрасным методическим решением является использование в каждой презентации PowerPoint технологии гиперссылок, что позволяет, не обладая навыками программирования, создать интерактивное учебное пособие, в котором процесс овладения учебным материалом зависит от индивидуальных особенностей учащегося. Ученик может самостоятельно выбирать стратегию прохождения занятия, в случае ошибки выдаётся соответствующее сообщение и предлагается повторить попытку. Мигающая управляющая кнопка подсказывает следующий шаг. И хотя уровень интерактивности в значительной мере уступает сложным интеллектуальным моделям построения образа учащегося, реализованным в профессиональных обучающих программах – в данном случае не ведется протокол выполнения задания, не производится анализ ошибок и интерпретация действий учащегося – создаваемые пособия могут занять достойное место в педагогическом инструментарии преподавателя. Их несомненное достоинство заключается в том, что они могут использоваться как на аудиторном занятии, с использованием одного монитора или большого экрана для работы со всем классом, так и в индивидуальной самостоятельной работе, делая её более интересной по сравнению с обычным форматом (учебник + магнитофон).

Неоспоримым преимуществом разработки дидактических материалов в программе Microsoft PowerPoint является возможность преподавателю, студенту и даже школьнику самостоятельно создавать качественные интерактивные мультимедийные пособия, не прибегая к помощи программиста.

Естественно, многое зависит от фантазии и творчества учащихся. При этом сам факт работы над собственным учебным пособием повышает мотивацию овладения иностранным языком в школе, а в вузе позволяет будущим педагогам на практике осваивать профессиональные навыки.

Три года создания и апробации описанных мини-проектов в Курском государственном университете и языковой гимназии города положили начало интересной инициативе – совместному проекту с Отделом культуры и печати (офис английского языка) посольства США в Москве, направленному на издание компакт-дисков с лучшими презентациями и безвозмездному их распространению в школы и вузы России. В результате, в настоящее время вышел первый компакт-диск “LISTEN+READ+LEARN”, который может успешно использоваться для аудиторной и самостоятельной работы преподавателями и учащимися средних школ, училищ, вузов, языковых лагерей и курсов, а также всеми, кто преподаёт или изучает английский язык.

Описанный опыт – лишь небольшой пример творческого и одновременно методически целесообразного подхода к задаче массовой реализации преимуществ современных технологий, имеющий, на наш взгляд, потенциал к распространению и на другие учебные предметы и призванный стимулировать инновационный педагогический поиск.

Д.Д. Климентьев, Т.Ю. Сазонова