Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №13/2006

METHODS OF TEACHING

Английские слова в учебной карточной колоде:
новый подход к изучению лексики

Запоминание большого количества слов – необходимость, с которой сталкиваются все изучающие иностранный язык. И каждый находит свой способ справляться с этой проблемой. Кто-то делает списки слов и берёт их с собой в дорогу, кто-то распечатывает слова и развешивает их по квартире, кто-то заводит тетрадку, в которой записывает самые трудные слова. На настоящий момент предлагается немало методик индивидуального усвоения лексики, в продаже доступны словари с картинками и пособия, где запоминание обеспечивается с помощью ассоциации с русским языком. В этой ситуации ученику остается лишь выбрать или придумать эффективный для себя способ запоминания слов. И задача учителя – помочь ему в этом, подобрав содержание учебного материала (тематические списки лексики) и форму его усвоения. На данный момент самой популярной формой контроля обученности и весомым стимулом для активного запоминания слов является словарный диктант. Об однобокости подобного подхода к контролю знаний мы говорили в статье «Игра в карты… Новый взгляд на изучение английских неправильных глаголов» 2004 г., № 19. В данной статье мы продолжаем знакомить читателя с формами организации различных учебных карточных игр на уроке иностранного языка.

Грамматические и лексические карточные игры являются ситуативно-вариативным упражнением и способствуют выполнению важных методических задач:

1) обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

2) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще;

3) создание психологической готовности к речевому общению и снятию состояния тревожности, связанного с ситуацией общения на иностранном языке в группе.

Для проведения игры учителю необходимо подготовить учебное пособие. Для этого из картона вырезаются 54 карточки, на отдельных карточках пишутся слова, принадлежащие к шести разным темам. При этом каждая тема представлена девятью словами.

Для игры в карты нужен общий стол, за которым игроки могли бы разместиться лицом друг к другу.

Правила игры: Вся колода раскладывается в беспорядке перед игроками. В начале игры у участников карт нет. Игроки по очереди вытягивают карты из колоды и кладут в стопку. Стопка увеличивается до тех пор, пока тема, к которой относится слово на карте, вытянутой из колоды игроком, не совпадёт с темой предыдущей карточки. В этом случае участник забирает все карточки, выложенные до него, и кладет на кон свою.

Например:

Игрок 1 вытягивает a dog (тема «Животные»).

Игрок 2 вытягивает a table (тема «Мебель»), игра продолжается

Игрок 3 вытягивает a hand (тема «Части тела»), игра продолжается

Игрок 4 вытягивает a leg (тема «Части тела»), игрок 4 забирает все выложенные до этого карточки, оставляя на кону лишь свою карту (в данном случае a leg).

Игрок, забравший карты, в свой следующий ход не вытягивает новые карточки из колоды, а выбирает и выкладывает слова из своего запаса. Так происходит до тех пор, пока карты на руках у игрока не закончатся, в этом случае он снова тянет карту из общей колоды.

Выигрывает тот, у кого не будет карт (или будет меньше всех) на тот момент, когда карты на кону кончатся. Победителем можно считать и того, у кого меньше карт на определенный момент времени, например, на конец урока.

Для обеспечения эффективности восприятия материала в каждой группе должен присутствовать игрок, знающий слова и следящий за тем, чтобы участники игры правильно произносили и переводили слова на карточках, которые они кладут.

Помимо указанной формы игры, учебная колода полезна просто как источник слов. Можно предложить учащимся вытянуть несколько слов и назвать их, подобрать синоним или антоним, придумать с ними предложения или диалоги. То, что попадаются слова из разных областей, лишь делает задание интереснее.

Результативность любых дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. Конфуций писал, что учитель и ученик растут вместе. Игровые формы занятий позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Петр Степичев,
МГПИ, Москва