Английские слова в
учебной карточной колоде:
новый подход к изучению лексики
Запоминание большого количества слов
– необходимость, с которой сталкиваются все
изучающие иностранный язык. И каждый находит
свой способ справляться с этой проблемой. Кто-то
делает списки слов и берёт их с собой в дорогу,
кто-то распечатывает слова и развешивает их по
квартире, кто-то заводит тетрадку, в которой
записывает самые трудные слова. На настоящий
момент предлагается немало методик
индивидуального усвоения лексики, в продаже
доступны словари с картинками и пособия, где
запоминание обеспечивается с помощью ассоциации
с русским языком. В этой ситуации ученику
остается лишь выбрать или придумать эффективный
для себя способ запоминания слов. И задача
учителя – помочь ему в этом, подобрав содержание
учебного материала (тематические списки лексики)
и форму его усвоения. На данный момент самой
популярной формой контроля обученности и
весомым стимулом для активного запоминания слов
является словарный диктант. Об однобокости
подобного подхода к контролю знаний мы говорили
в статье «Игра в карты… Новый взгляд на изучение
английских неправильных глаголов» 2004 г., № 19. В
данной статье мы продолжаем знакомить читателя с
формами организации различных учебных карточных
игр на уроке иностранного языка.
Грамматические и лексические
карточные игры являются ситуативно-вариативным
упражнением и способствуют выполнению важных
методических задач:
1) обеспечение естественной
необходимости многократного повторения
учащимися языкового материала;
2) тренировка учащихся в выборе нужного
речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативной спонтанности речи вообще;
3) создание психологической готовности
к речевому общению и снятию состояния
тревожности, связанного с ситуацией общения на
иностранном языке в группе.
Для проведения игры учителю
необходимо подготовить учебное пособие. Для
этого из картона вырезаются 54 карточки, на
отдельных карточках пишутся слова,
принадлежащие к шести разным темам. При этом
каждая тема представлена девятью словами.
Для игры в карты нужен общий стол, за
которым игроки могли бы разместиться лицом друг
к другу.
Правила игры: Вся колода
раскладывается в беспорядке перед игроками. В
начале игры у участников карт нет. Игроки по
очереди вытягивают карты из колоды и кладут в
стопку. Стопка увеличивается до тех пор, пока
тема, к которой относится слово на карте,
вытянутой из колоды игроком, не совпадёт с темой
предыдущей карточки. В этом случае участник
забирает все карточки, выложенные до него, и
кладет на кон свою.
Например:
Игрок 1 вытягивает a dog (тема
«Животные»).
Игрок 2 вытягивает a table (тема
«Мебель»), игра продолжается
Игрок 3 вытягивает a hand (тема «Части
тела»), игра продолжается
Игрок 4 вытягивает a leg (тема «Части
тела»), игрок 4 забирает все выложенные до этого
карточки, оставляя на кону лишь свою карту (в
данном случае a leg).
Игрок, забравший карты, в свой
следующий ход не вытягивает новые карточки из
колоды, а выбирает и выкладывает слова из своего
запаса. Так происходит до тех пор, пока карты на
руках у игрока не закончатся, в этом случае он
снова тянет карту из общей колоды.
Выигрывает тот, у кого не будет карт
(или будет меньше всех) на тот момент, когда карты
на кону кончатся. Победителем можно считать и
того, у кого меньше карт на определенный момент
времени, например, на конец урока.
Для обеспечения эффективности
восприятия материала в каждой группе должен
присутствовать игрок, знающий слова и следящий
за тем, чтобы участники игры правильно
произносили и переводили слова на карточках,
которые они кладут.
Помимо указанной формы игры, учебная
колода полезна просто как источник слов. Можно
предложить учащимся вытянуть несколько слов и
назвать их, подобрать синоним или антоним,
придумать с ними предложения или диалоги. То, что
попадаются слова из разных областей, лишь делает
задание интереснее.
Результативность любых дидактических
игр зависит, во-первых, от систематического их
использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями. Составление
программ таких игр – забота каждого учителя.
Конфуций писал, что учитель и ученик растут
вместе. Игровые формы занятий позволяют расти
как ученикам, так и учителю.
Петр Степичев,
МГПИ, Москва
|