Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №3/2006

METHODS OF TEACHING

Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАHИЯ ВИДЕОКУРСОВ

Для реализации задач обучения общению на иностранном языке недостаточно владеть лексикой, грамматикой и фонетикой, необходимо располагать лингвострановедческими и паралингвистическими средствами языка. К ним относятся реалии страны и различные коммуникативные движения (жесты, мимика и пр.), которыми носители языка могут дополнять и заменять речевые действия. Следовательно, эти средства информации, особенно имеющие национальную окраску, должны наряду с вербальными, войти в практику преподавания иностранных языков.

Лучший путь – использование аутентичных видеокурсов (т.е. созданных в стране изучаемого языка для зарубежных учащихся) и видеоаппаратуры с ее многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка.

АУТЕHТИЧHЫЕ КУРСЫ

1. “MUZZY IN GONDOLAND”

“Muzzy in Gondoland” – мультипликационный видеокурс погружает детей в мир сказки и английского языка и имеет огромный успех во многих странах мира. Главный герой мультфильма – дружелюбное чудовище из космоса. Он прибывает в страну Гондоленд, где встречает много новых друзей: короля и королеву, их дочь – прекрасную принцессу Сильвию – и смелого садовника Боба. Другое не менее важное действующие лицо в мультфильме – Hорман, живущий в башне с часами. Время от времени он появляется на велосипеде для того, чтобы объяснить наиболее трудные и важные моменты английского языка, способствуя тем самым непроизвольному запоминанию детьми основ языка для дальнейшего его усвоения. Знаменательно, что аспектная сторона языка этого видеокурса хорошо соотносится с программным материалом для 1–3-го классов начальной школы и 5-го класса, начинающего изучать язык с использованием учебника “Happy English”. Этот видеокурс даёт возможность применять разнообразные технологии для работы с учащимися, но “драматизация” наиболее любима детьми 1–3-х классов. После просмотра каждой части сказки дети с большим удовольствием примеряют на себя роль персонажей и язык, на котором они говорят.

Рекомендуется использовать этот видеокурс во всех классах средней школы в качестве психологической разгрузки. Каждый человек в душе ребёнок, и несколько минут сказки на английском языке вернёт его в прекрасный мир детства, где всё было просто и понятно и где добро побеждает зло. Иностранный язык в этом фильме настолько прост и понятен, что приносит удовлетворение и укрепляет веру учащегося в то, что всё у него получится на дальнейшем пути освоения языка.

2. “FOLLOW ME”

“Follow Me” – многоцелевой курс английского языка, охватывающий диапазон обучения языку от начального уровня до уровня свободного общения на бытовые темы. Десять основных тем, разбитые на 60 уроков, постепенно выводят изучающих на всё более и более продвинутый уровень. Курс охватывает следующие темы: представьтесь сами, представьте других людей, вопросы, ответы, предложения и т.д.; дайте указания, скажите, где находитесь; разговор о времени; дайте информацию о... , обсуждение потребностей, обсуждение действий других людей. Уроки 1–30 курса – для начинающих, а 31–36 выводят изучающих на основной уровень и при желании могут быть использованы независимо от начального уровня. В видеоматериалах есть развлекательные, драматические и документальные эпизоды. Для иллюстраций наиболее важных обучающих моментов использованы элементы развлекательной комедии.

3. “BBC ESSENTIAL ENGLISH GUIDE TO BRITAIN”

“BBC Essential English Guide to Britain” – прекрасный информативный видеокурс о стране, язык которой изучается. Видеоматериалы интересны и полезны не только из-за своей практической языковой информации (слова, фразы, лингвострановедческие реалии), но и из-за расширения фоновых знаний, связанных с историей, культурой, искусством, архитектурой, географией страны. Видеокурс приобщает обучаемых к языку и стране с помощью молодой пары, путешествующей по Британии. Благодаря этому приёму учащиеся получают знания и как будущие туристы. Они знакомятся с популярными туристическими маршрутами, общественным транспортом в качестве средств передвижения для туристов, с гостиницами. В видеокурсе даются рекомендации по использованию туристических бюро, гидов, рекомендации по обмену и использованию денег.

4. “FAMILY ALBUM, USA”

“Family Album, USA” знакомит с современной американской культурой, традициями и взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к аспектным особенностям американского варианта английского языка.

Обаятельные актеры – носители языка – показывают жизнь американцев на примере семьи Стюарт и их общения во всех сферах человеческих отношений: в семье, на работе, на улице, в магазине, в больнице и т.д. Дети сопереживают происходящему на экране и при драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) воссоздают эти типы общения, стараясь подражать актерам в манере двигаться, держаться, а главное – говорить. В процессе работы над драматизацией эпизода дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнерами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на английском языке.

ТЕХHОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАHИЯ ВИДЕО

1. Только просмотр

Эта технология позволяет заострить внимание учащихся на характерных особенностях невербального общения (жесты, мимика, телодвижения) и развивать навыки их понимания. Сначала учащиеся просматривают эпизод и решают, что представляют собой действующие лица, как они относятся друг к другу и т.д. Затем они пытаются угадать, что происходит и о чём говорят персонажи. Учащиеся высказывают как можно больше предположений о том, что происходит на экране, о чём говорят герои. В дальнейшем, при просмотре этого же эпизода со звуком, учащимся становится более понятным смысл фраз, сказанных персонажем фильма, и это позволяет им осознать, что отдельные части эпизода сами по себе могут помочь в декодировании языка.

2. Только прослушивание

Эта технология развивает практику аудирования. Прослушивание без просмотра также даёт возможность учащимся вообразить (на основании звуковых эффектов, музыки и речи) обстановку, внешность, настроение участников и их действия. После прослушанного материала учащиеся выдвигают свои версии происшедшего. Они обсуждаются в группе, а затем подтверждаются или изменяются после просмотра этого эпизода.

3. “Мозаика”

Этот вид работы предполагает активный обмен информацией. Одна половина класса просматривает эпизод фильма (без звука), а другая половина класса в это время слушает диалог (без изображения). Внутри своих групп учащиеся делятся своими впечатлениями о том, что видели или слышали, для того чтобы реконструировать ситуацию. Версии каждой группы сравниваются между собой, после чего все учащиеся просматривают этот эпизод в окончательном варианте (звук + видео).

4. Ролевая игра “Детектив”

Разновидностью “Мозаики” можно считать ролевую игру “Детектив”, которая вносит дополнительный игровой момент в занятия. Ролевую игру “Детектив” можно предложить учащимся после просмотра 1-й группой и прослушивания 2-й группой всего фильма или эпизода. Выбираются два детектива: “Мистер Шерлок Холмс” и “Доктор Ватсон”. Они выслушивают версию каждой группы. При этом они имеют право задать несколько вопросов о том, что видела и слышала группа: сколько было людей, что произошло в начале, что потом и т.д. Это ориентирует группы на ключевые моменты содержания фильма. Выслушав версии групп, детективы предлагают собственную версию, созданную на основе опроса групп 1 и 2. В заключение все вместе смотрят эпизод (звук + видео), сравнивания свою версию с происходящим на экране. Подводя итог, учитель предлагает учащимся написать небольшой рассказ или историю об услышанном или увиденном на экране. Лучшая работа отмечается премией К. Дойля.

Как оценить эффективность работы с видеокурсами? Для этого предполагается определённая система контроля сформированности навыков и умений устной речи.

ВИДЕО И ОРГАНИЗАЦИЯ КОHТРОЛЯ СФОРМИРОВАHHОСТИ HАВЫКОВ И УМЕHИЙ В УСТHОЙ РЕЧИ

Планируя работу с видеокурсом, преподаватель выделяет объекты контроля и формы его реализации на каждом этапе работы для достижения конечной цели. Характерной особенностью аудиовизуальных материалов является соединение возможностей аудиальных и визуальных технических средств, где зрительный ряд показывает обучающимся о чем говорить, а звуковой ряд – как говорить. Для того чтобы обучающийся мог сконцентрировать свое внимание на содержании звукового ряда, должны быть достаточно отработаны аспектные навыки. Поэтому мы предлагаем четырехэтапную схему видеозанятий.

Целью подготовительного этапа (до просмотра фильма) является снятие лексико-грамматических и лингвострановедческих трудностей. Этот этап работы завершается лингводидактическими тестами и установочными вопросами на контроль понимания звукового ряда путём ответов на вопросы после просмотра.

Второй этап (просмотр фильма полностью, просмотр без звука, прослушивание без изображения) сопровождается многочисленными разнообразными тестами на понимание, говорение. “Клоуз”-тесты, озвучивание фрагментов с записью на магнитную ленту с последующим анализом, контрольно-обучающие упражнения на “доигрывание”, “реконструкцию”, “режиссуру” подготавливают обучаемых к третьему этапу работы с видеофильмом.

На третьем этапе обучаемый проигрывает эпизоды видеофильма, стараясь подражать актерам – носителям языка. Фильм с новыми “актерами”, записанный на контрольную видеокассету, с большим интересом и пользой обсуждается участниками.

Четвертый этап – творческое использование накопленного речевого опыта – самый важный. Ролевые оценки, дискуссии, собственный сценарий и режиссура, продолжение эпизода – контрольный результат сформированности умений и навыков устной речи, полученных с помощью аудиовизуальных технических средств и компьютерной техники.

И. Косачева, Ю. Косачева, АТИ

Спонсор публикации статьи: онлайн курсы английского языка Speak Up, основным преимуществом которых является возможность самому выбирать дни и часы для занятий. Это идеальное решение для тех, кто дорожит своим временем или же не имеет возможности приезжать в школу. Кроме того, онлайн уроки английского языка Speak Up стоит выбрать еще и потому, что в этом курсе сочетается уникальный метод погружения в языковую среду и занятия с высококвалифицированными преподавателями. Все, что нужно для того, чтобы практиковать язык -- компьютер, микрофон, наушники и доступ в интернет. Каждый урок записывается, благодаря чему студент может возвращаться к нему необходимое число раз. Вы еще сомневаетесь в выборе курсов? Тогда заходите на страницу по адресу: http://speak-up.com.ru/pochemu-my/, и убедитесь, что Вы сделали правильный выбор, решив изучать английский язык на онлайн уроках от Speak-Up.