Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №16/2005

TEACHERS FORUM

Философско-лингвистические размышления на уроке

Анализируя в классе очередную контрольную работу и разбирая ошибки, я снова напомнила ребятам, что truth у нас существительное неисчисляемое и всегда пишется the truth, потому что правда может быть только одна, а lie – исчисляемое и вполне может быть a lie, и может это существительное иметь множественное число, потому что неправд, в отличие от единственно возможной правды, может быть много. Я совершенно не собиралась задерживаться на этом долго, но вдруг прозвучал вопрос: “А как же выражение: у каждого своя правда?” Вопрос этот совершенно неожиданно вызвал в классе бурную дискуссию. Не буду сейчас её пересказывать, скажу только, что урока нам не хватило, мы остались на перемену, перешли в своей дискуссии на русский язык, а потом ещё и возвращались к этой теме и охватившим нас в связи с ней сомнениям.

Суть этих сомнений в том, что мы вдруг допустили мысль, что Правде в жизни часто противостоит не ложь, а другая Правда. И бьются между собой зачастую не Истина с Ложью, а две разные Правды. И так может быть везде: и в дружбе, и в политике, и в науке. Но, чтобы за Правду биться, отстаивать её, человек (народ, партия, научное сообщество, родители, дети и т.д.) должен быть каждой клеточкой своей уверен, что его Правда – это единственно возможная Правда. Иначе всё теряет смысл. “Наше дело правое – мы победим!” То есть победим, потому что наше дело правое.

Если же допустить мысль, что правд несколько, это, конечно, резко бы повысило уровень толерантности в семье, классе, стране и мире. Было бы неплохо. Но каждому из нас, чтобы чувствовать себя человеком, нужно четко знать, где правда, а где ложь, где истинные ценности, а где мнимые. А если правд несколько, даже много, то сделать это невозможно. А можно и жить так: сегодня в соответствии с одной правдой, а завтра с другой. Ведь если все они правды, то, значит, равноценны.

Ещё одна расхожая фраза о том, что в жизни не всегда всё белое или черное, а мир зачастую состоит из полутонов, при пристальном рассмотрении тоже поставила всех в тупик: полутона – это что? Полуправда-полуложь? То есть, говоря, что наша жизнь состоит из полутонов, мы говорим, что наша жизнь состоит из полуправды-полулжи?

Ребята не пришли ни к какому выводу, да и в рассуждениях своих путались. Не знаю, что сказать им по этому поводу и я. Но почему-то не дает мне эта мысль покоя. С одной стороны, я рада, что ребята на подобные темы думают и рассуждают. Да и взгляд на проблему показался мне нестандартным, интересным и действительно закладывающим основу для развития в обществе толерантного отношения к иным взглядам и убеждениям. Казалось бы, всё прекрасно. Но у меня возникло ощущение выбитой из-под ног почвы. И я подумала, что твердая почва под ногами – это как раз убеждение, что живу я в соответствии с Правдой, что ценности, которые я исповедую – истинные. Именно это вселяет и уверенность, и оптимизм, а иногда просто помогает выжить. Но если правд несколько и различные, подчас противоположные ценности тоже истинные? Как тогда? Я не знаю. Может быть, не стоит допускать в классе дискуссии, в случае если я сама толком не знаю, что сказать по данной теме? А может, вообще нечего в классе обсуждать темы, выходящие за рамки учебника? Да и не надо на уроке рассуждать, а лучше спрашивать у детей заученные темы и пересказы текстов? Так, конечно, будет скучновато, но зато безопасно. И не возникнет ситуации, когда я не буду знать, что сказать.

Наталья Федотова