Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №10/2005

TEACHERS FORUM

Несколько советов родителям

Работая учителем английского языка в школе, я долгое время наблюдала за отношениями школьников и их родителей. К сожалению, родители уделяют мало внимания детям – кто в силу занятости, а кто искренне считает, что ребенок должен всего добиваться сам.

Все родители надеются, что их ребенок будет хорошо учиться, а ощущение успешности сделает школьные годы счастливыми и принесет свои плоды в будущем. Но часто родители забывают или просто не хотят понимать, что их роль в успешном обучении детей в школе – едва ли не самая главная.

Позволю себе дать родителям несколько простых советов.

Как можно больше разговаривайте с детьми. Язык служит базой для изучения любых наук, делает общение частью нашей жизни. Конечно, разный возраст детей требует разных подходов. Так, для дошкольников очень полезны разговоры об одежде (носки, ботинки, свитер, пальто) и частях тела (руки, ноги, шея, голова), о том, как они одеты. Играйте в простые игры: вопрос – ответ, игры, в которых называются профессии людей, предметы, мебель, игрушки. Пусть дети “читают” вам книжки-картинки, а вы задавайте вопросы об их играх, игрушках и действиях.

Старшим детям необходимы разговоры об их переживаниях и опыте. Просите их высказывать собственные мнения о людях, событиях. На вопросы, заданные ребенком, отвечайте полно, в деталях и с примерами. Вы, конечно, не должны знать ответы на все вопросы. Ответив “Я не знаю, давай посмотрим в энциклопедии”, вы научите ребенка пользоваться справочным материалом, а умение работать со словарем или энциклопедией является неотъемлемой составляющей успешного обучения в школе. Приучите ребенка пользоваться библиотекой.

Читайте вслух стихи, пойте песни. Литература – самый увлекательный способ показать красоту языка, проследить связь между сказанным и написанным словом. Читайте детям вслух, даже после того, как они научатся читать сами.

Пусть дети читают вам вслух книги, газеты, журналы. Установите определенное время для чтения (например, перед сном).

Чем больше родители знают о том, что происходит в школе, тем лучше они смогут координировать активность своего ребенка дома. Очень хорошо, если вы знаете ежедневные домашние задания. Убедитесь, что рабочее место вашего ребенка хорошо освещено. Распределите правильно время: для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок. Ежедневно спрашивайте, что интересного произошло в школе.

Если школьник получил плохую оценку, не ругайте его за неудачу. Необходимо убедить его, что это лишь временная неудача и сегодняшний “провал” может послужить трамплином для будущих успехов, но при строгом условии – хорошо учить уроки. Объясните, что было причиной неудачи. Всегда отмечайте успехи.

Приободрите ребенка: “У тебя не получилось в прошлый раз, давай посмотрим, как ты научился делать это сейчас”.

Многие дети умеют читать, но не понимают, что означают те или иные слова. Понимание приходит с расширением собственного опыта. Пример родителей бесценен для ребенка. Если вы вместе гуляете, едете на машине, автобусе, трамвае, расскажите о том, что происходит вокруг. Парк, зоопарк, концерт, театр, музей, зоомага-
зин – все это является великолепной возможностью для развития ребенка, познания окружающего мира.

Ребенок, уверенный в себе, способный понимать окружающий его мир, принимать правильные решения в жизни и обязательно будет хорошо успевать в школе.

Ольга Сигунова,
НОУ “Школа Сотрудничества”,
г. Москва