Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №6/2005

TEACHERS FORUM

Какое счастье, что я ушел в экстернат!

Именно так говорит мой симпатичный сосед Стасик, который проучился десять лет в престижной московской спецшколе (как по старинке называют школы с углублённым изучением языка), а перейдя в одиннадцатый класс, пошел учиться в экстернат. Вообще-то Стасик учился не десять лет, а девять, потому что в этой школе, как и во многих других, была так называемая система 1–3, т.е. начальная школа была трёхлетняя, после третьего класса выпускники начальной школы сразу становились пятиклассниками. Таким забавным и непонятным для непосвященных образом был у нас во многих школах осуществлен переход на одиннадцатилетнее обучение. Но речь не об этом.

Мой симпатичный сосед Стасик учился всегда неплохо, школу любил, по-английскому у него всегда была пятерка, иногда я ему по-соседски помогала, но по большому счету он в этом не нуждался. И вот после десятого класса Стасик перешёл в экстернат, т.е. в школу, где занятия проходили три дня в неделю, материал давался в сжатом виде и очень интенсивно, по окончании каждой темы (а было это практически каждую неделю) сдавался зачет и к середине января курс одиннадцатого класса, включая экзамены, был закончен. От английского его освободили. Зачли сразу. Стасику и его новым одноклассникам предстоит ещё только сдать в июне русский с литературой (сочинение), математику и получить аттестат. То есть январь, февраль, март, апрель и май можно с чистой совестью посвятить подготовке к вступительным экзаменам в вуз. Ради чего собственно всё и было задумано.

Каждый раз, когда я вхожу в класс к своим одиннадцатиклассникам, особенно по вторникам, когда у меня с ними первый и второй уроки, я вспоминаю Стасика. И думаю, что, может быть, он прав. Мои одиннадцатиклассники (те, что пришли, обычно треть группы отсутствует), смотрят на меня сонно-отрешенно, работают на уроке вяло, а ведь год назад всё было совсем не так. Я вижу, как они устали, как им вообще не до школы, и я даже не могу рассердиться на них за это: я знаю, что все они ходят на подготовительные курсы, почти все занимаются с репетиторами. Все выбрали себе серьёзные вузы, все хотят поступить на бюджетные отделения, и все готовятся, готовятся, готовятся… А у меня идёт программа, которую никто не отменял. Хорошо, если она не целиком идёт мимо моих учеников… Что-то всё-таки здесь не так. Сторонники ЕГЭ могут мне сказать, что именно для ухода от такой явно ненормальной ситуации ЕГЭ и задумывался. То есть при ЕГЭ не будет экзаменов в вуз, не надо будет к ним готовиться на курсах и с репетиторами, а к самому ЕГЭ мы будем готовиться на уроках. Да не верю я в это! Подготовка к тестам заключается в основном в “натаскивании” на эти тесты. Не могу ничего с уверенностью сказать про математику, но про английский знаю точно: когда “натаскиваешь” детей на тесты, даже по-английски с ними не говоришь, с коммуникативным подходом в обучении это не имеет ничего общего. Да и вообще с обучением это ничего общего не имеет. То есть если мы в одиннадцатом классе будем готовить детей к ЕГЭ, то даже той работы, которую мы умудряемся проводить с заморенными одиннадцатиклассниками сейчас, не будет. Но от репетиторов и курсов мы всё равно никуда не денемся, только готовить они будут не к поступлению в конкретный вуз, а к ЕГЭ.

Так может быть, честнее, как Стасик, уйти в экстернат и не смешивать два трудно совместимых процесса (прохождение школьной программы и подготовку в вуз), а развести их во времени? Я не знаю. Мне жалко, что Стасик практически не занимался английским весь этот год, мне жалко, что курс литературы он прошел в сжато-интенсивном виде… Но он сделал свой выбор. Он хочет учиться в университете, и я надеюсь, что его мечта сбудется.

Но ощущение некой неотрегулированности переходного процесса школа – вуз меня не покидает.

Наталья ФЕДУЛОВА