Учебная
программа
Английский язык, дошкольное отделение
(4–5 лет)
Обучение английскому языку
дошкольников имеет свои особенности, которые
основываются на психофизиологическом развитии
детей данного возраста. Психологи утверждают,
что восприятие, память и внимание у дошкольников
носят непроизвольный характер. Дети не умеют
управлять своим восприятием, не могут
самостоятельно анализировать тот или иной
предмет. Для детской памяти характерна
исключительная фотографичность, но при этом
дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он
воспринимает, мог припомнить впоследствии.
Характерной особенностью внимания ребенка
является то, что оно вызывается внешне
привлекательными предметами. Сосредоточенным
внимание остается до тех пор, пока сохраняется
интерес к воспринимаемым объектам. Многие
основополагающие речевые навыки и умения еще не
доступны детям дошкольного возраста, что связано
с большим развитием правого полушария мозга по
сравнению с левым. Это приводит к тому, что дети
дошкольного возраста не могут выстраивать
усложненные логические цепочки, заменять слова в
однотипных фразах, воспринимать фразу как набор
лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение
должно строиться с учетом этих особенностей и
существенно отличаться от обучения в начальной
школе.
В детском саду “Крошка” обучение
английскому языку начинается в группах детей 3-х
летнего возраста, и заканчивается в группах
детей 5-6 летнего возраста. Мы выделяем 3 этапа:
I этап – 3–4 года,
II этап – 4–5 лет,
III этап – 5–6 лет.
На каждом этапе программа строится с
учетом особенностей детей данного возраста.
Основные технологии обучения
дошкольников основываются на гармоничном
сочетании 3-х методик преподавания:
1. игровой,
2. коммуникативной,
3. методики полного включения всего организма (total
physical involvement).
На протяжении всего обучения
сохраняется единство форм и видов работ, при этом
доминируют наглядность и образность, так как
фраза воспринимается ребенком не как набор
отдельных лексических единиц, а как блок, нечто
единое, целое, образ.
Данная программа предназначена для обучения
детей 4–5 лет и учитывает особенности их
психологического и физического развития.
Возраст от 4 до 5 лет получил название возраста
“почемучек”. Дети старше 4 лет способны мысленно
представлять себе то, что они никогда не видели.
Они любят слушать рассказы взрослых и задают
множество вопросов. Мышление делает
качественный скачок: ребенок выходит за пределы
статичного бытия и начинает жить в протяженном
во времени мире. Это позволяет перейти к поиску
закономерностей, лежащих в основе устройства
мира. Он начинает интересоваться процессами как
упорядоченными системами событий. В связи с этим
в обучение необходимо включать элементы
закономерностей языкового строя. При этом 1) не
отходить ни на йоту от основного принципа
наглядности и образности; 2) руководствоваться
принципом “делай, как я”, “говори, как я”; 3)
учить языку исключительно на практике, без
применения даже элементарных теоретических
языковых понятий (teacher centered method).
Цели и задачи
Основной целью курса является
ознакомление детей с несложной лексикой,
доступной и соответствующей их уровню развития,
введение элементарных языковых конструкций,
воспитание и развитие личности посредством
приобщения к культуре англоязычных стран с
помощью детского фольклора. Данные цели
определяют основные задачи курса:
1. Ознакомление с основными звуками
фонетического строя языка и дальнейшее развитие
речевого аппарата ребенка.
2. Формирование умения понимать
несложные команды учителя и реагировать на ряд
элементарных вопросов.
3. Развитие элементарных языковых
навыков и умений (умения реагировать на команды
учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать
доступную лексику).
4. Развитие языковой памяти
(фотографической, образной, графической,
словесной) и творческих способностей.
5. Формирование навыков понимания
элементарных языковых явлений и умения
сопоставлять простые целостные конструкции как
блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
6. Расширение кругозора детей и их
общей культуры.
7. Развитие умений и навыков работы в
большой группе (12–14 человек) и в малых группах по
5–6 человек, умение работать в команде.
Виды и формы работы
Основополагающие моменты концепции
дошкольного обучения сводятся к использованию
широкого спектра методов, приемов, форм и средств
обучения. При этом учитываются индивидуальные
особенности детей, а также особенности их
общекультурного развития и микросоциума –
семьи. Итак, основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных,
пластических. Как следствие – доминирование
невербальных средств обучения на занятиях
(картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
д) драматизация мини-спектаклей, что
способствует устранению психологического
барьера у детей, повышению самооценки,
значимости, что предполагает методика успеха.
Принципы работы
1. Обязательно использовать
различные средства поощрения, как вербальные,
так и материальные.
2. Формировать у детей
положительный образ учителя, что повышает
рефлексивные способности ребенка.
3. Лимитировать речь учителя на русском
языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке –
90%).
4. Системно вводить лексику:
Первое занятие – 3 слова.
Второе занятие – закрепление.
Последующие занятия – активизация с
использованием речевых конструкций + 3–4 новых
слова.
5. Учитывать кратковременную память
детей на данном этапе развития, системно
возвращаться к ранее пройденному материалу и
включать его в последующие занятия.
6. Обучать полным речевым структурам,
что способствует развитию навыков говорения.
7. Отдавать преимущественное
предпочтение парному и групповому обучению. Это
помогает установить благоприятный
психологический климат в группе и снимает
языковые барьеры.
8. Развивать быстроту реакции на
команды и вопросы учителя.
Учитель на занятиях использует
следующие виды работы:
1. Работа над произношением.
а) сказка “Живой язычок”
б) скороговорки
в) рифмовки
2. Работа с игрушкой.
а) диалог с игрушкой
б) описание игрушки
3. Работа с картинкой.
а) описание картинки
б) игра “Что исчезло”
в) “Найди картинку”
4. Разучивание и декламация стихов.
а) конкурс стихов
б) разножанровая декламация (оптимистичная,
печальная, сердитая и т. д.)
5. Разучивание песенок.
“Покажи” песенку
6. Инсценирование коротких рассказов и
пьес.
7. Подвижные игры.
8. Спокойные игры.
9. Творческие игры.
10. Воспроизведение ситуативных диалогов.
11. Рассказ по картинке.
12. Изучение букв.
Организация работы в группе
На занятиях дети сидят и стоят
полукругом или кругом, как можно ближе к учителю,
что помогает им хорошо видеть и слышать учителя и
создает теплый психологический климат, а также
позволяет быстро менять виды деятельности.
Занятие строится по системной схеме, которая
должна время от времени незначительно
варьироваться по мере прохождения этапов
обучения.
Примерный план урока
1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение пройденного лексического
материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного и введение нового
лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
7. Просмотр английских мультфильмов.
Структура и содержание курса
При выборе тематики,
лексико-грамматических конструкций учитываются
уровень развития детей, их мотивация и интересы,
а также соотнесенность с учебными планами по
развитию познавательных способностей и речи на
русском языке в детском саду. На этапе обучения
детей 4–5 летнего возраста, исходя из опыта
обучения английскому языку детей данного
возраста, представляется целесообразным ввести
следующие 11 тем:
4 года
1. “Давайте познакомимся”
2. “Мои игрушки”
3. “Домашние животные”
4. “Дикие животные”
5. “Цвета”
6. “Семья” |
5 лет
7. “Части тела”
8. “Мебель”
9. “Комната”
10. “Предлоги”
11. “Алфавит” |
Увеличение объема лексики и
расширение грамматических структур на втором
этапе происходит путем постепенного ввода новых
лексических единиц и усложнения грамматических
конструкций (увеличение примерно на 40% в
сравнении с этапом обучения детей 3-х лет). К концу
обучения на II этапе детьми усвоено примерно 150–180
лексических единиц.
Занятия с детьми-дошкольниками
следует проводить не реже трех раз в неделю
продолжительностью от 20 до 25 минут. Эффективнее
всего организовывать эти занятия утром (с 10 до 12
часов).
Методическая литература, учебный
комплекс и наглядный материал, используемые на
занятиях по английскому языку в детском саду.
1. Развитие интеллектуальных
способностей школьника, Тихомирова Л.Ф.
Ярославль, 1996.
2. Математика для малышей, Сербина Е.В., М.:
Просвещение, 1992.
3. Чего на свете не бывает, под ред. Дьяченко
О.М., Агаевой Е.Л., М.: Просвещение, 1991.
4. Развитие логического мышления детей,
Тихомиро-ва Л.Ф., Басов А.В. Ярославль,
Тринго, 1995.
5. Развитие познавательных способностей детей,
Тихомирова Л.Ф., Екатеринбург, 2003.
6. УМК Как детишек нам учить по-английски
говорить, Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г., СПб.,
КАРО, 2002.
7. Обучение иностранным языкам в детских садах,
Чистякова Т.А.
8. Иностранные языки в школе, 1990–2004, НМЖ
Москва.
9. УМК English-1 Верещагина И.Н. М. Просвещение,
2001.
10. Большой словарь Диснея, Walt Disney Production, 1996.
11. Round and round the garden, Peter Gross, 1978.
12. Handwriting, Zaner-Bloser, Inc., Columbus, 1987.
13. Sing out, Здоровова Б., Москва, Просвещение, 1990.
14. Enjoy English, Н.Роуеll, Титул, Обнинск, 1997.
15. Welcome, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (c карточками и
видеокурсом).
16. Letterfun, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (с
видеокурсом).
17. УМК Bravo
18. Muzzy in Gondoland, BBC English, “Инфа-М”, 1990.
19. Английский для малышей – 1, 2, Мастерская
Игоря Шадхана, 2000.
20. Английский для малышей, Видео для дома,
2000.
21. Set Sail – l,2, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001.
22. Тематические вечера на английском языке,
Димент А.Л., М. Просвещение, 1988.
23. УМК Happy English, Indian Art Press, New Delhi, 1990.
24. Easy Picture Words 1–2, карточки.
25. King Size, KoHTyp-M, СПб, 1992.
26. “Happy English” лото.
27. Учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным
креплением.
М.А. Болховская,
Д/сад “Крошка”, г. Санкт-Петербург
Содержание курса
* В группах 4-х летних детей занятия
длятся 20 минут, 5-ти летних – 25 минут.
** Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как
детишек нам учить по-английски говорить. СПб.:
КАРО, 2002.
Контроль проводится после прохождения каждой
темы. Для этого выделяется одно занятие на
повторение и закрепление, а также на выявление
слов и конструкций, нуждающихся в дополнительной
отработке.
|