Дошкольники –
сложно или просто?
Если проанализировать поведение детей
4–6-и лет на уроках английского языка, то в
дальнейшем можно избежать ошибок и просчётов в
их обучении.
Главной причиной, оказывающей влияние
на поведение дошкольников, является их возраст,
что создаёт некоторые трудности в обучении. У
детей, впервые начинающих заниматься в группе,
сразу выявляется различный уровень
интеллектуального развития и умения общаться.
Поэтому детей первого года обучения (возраст 4
года) я бы разделила на следующие группы.
1. “Спящие” – очень пассивны
вначале, равнодушно относятся как к обучению в
целом, так и к окружающим их детям. Задача
преподавателя – постоянный контроль за
качеством усвоения новых слов и выражений,
обязательная нагрузка на уроке (диалоги, игры и
т.д.). Как результат – появление
заинтересованности, активности, желания
показать свои знания. Такие дети к концу первого
года обучения в основном показывают хорошие
результаты.
2. “Дикие” – чрезмерно активны, но
их активность связана с желанием занять место
лидера в группе (часто это “домашние” дети, не
посещавшие ранее детские дошкольные учреждения),
что очень мешает занятиям. Они эгоистичны,
понимают и слышат только себя, игнорируют
просьбы преподавателя быть внимательными и не
мешать другим, агрессивны по отношению к
сверстникам. Здесь очень важна индивидуальная
работа преподавателя с родителями, направленная
на воспитание коммуникабельности в ребёнке. С
другой стороны, у таких детей очень высок
коэффициент интеллекта, что очень помогает в
обучении более слабых учащихся. Задача
преподавателя – направить высокое умственное
развитие этих детей в нужное русло, не дать им
противопоставить себя группе и преподавателю,
помочь им войти в контакт с другими.
3. “Нормальные” – спокойно (а
порой и серьёзно) относятся к обучению,
внимательно слушают, всегда готовы к занятиям, с
радостью приходят на помощь более слабым. Задача
преподавателя – всячески поощрять таких
учащихся, помогать им и обращаться к ним за
помощью в трудных ситуациях. Такие дети –
надёжная опора преподавателя, потенциальное
“золото” группы.
Одной из специфических особенностей
обучения детей дошкольного возраста является
недостаточно хорошее произношение звуков
английской фонетики (у 60% детей четырёх лет, 30% –
пяти лет, 20% – шести лет), поэтому стараюсь
заменить труднопроизносимые слова на легко
выговариваемые (хотя бы на первых уроках).
Например, слова “father”, “mother”, “grandfather”,
“grandmother” (звук [D]) на “daddy”, “mummy”, “grandpa”,
“granny”. Для лёгкого запоминания английских слов
разучиваем простые стихи и рифмы, основанные (в
большинстве случаев) на ассоциативном мышлении.
Они заставляют детей вспоминать, сравнивать,
использовать свой опыт общения. Например, слово
“бабушка” ассоциируется у детей с чем-то
приятным, тёплым и вкусным, поэтому стишок:
“Варит мне варенье моя бабушка – granny”
запоминается легко и с удовольствием. Другое
двустишие: “Не боится медведей мой папа – daddy” –
ассоциируется с большим и сильным родным
человеком.
Разучивание новых английских слов
может сочетаться с воспитательными моментами.
Например: “Светофор сказал мне ‘Нет’! Красный
по-английски ‘Red’” – правильное поведение на
дороге.
У детей дошкольного возраста есть
большая потребность в общении друг с другом: они
не замкнуты в себе, как более взрослые дети, а
испытывают постоянное желание рассказать
что-либо, поделиться чем-либо, показать свои
знания (наиболее активны дети 5–6-и лет). Поэтому,
для поддержания динамики урока, постоянно задаю
такие вопросы, которые не могут не вызвать много
(я бы даже сказала, шквал) активных ответов.
Например: “Что любит есть кот?” – “Мясо, рыбу,
сыр, яйца…” И тут же соответствующий стишок:
“Кот мой съел вчера омлет. Он воришка – этот cat.”
Этот же приём помогает не дать детям “заснуть”
на уроке, концентрирует их внимание, приучает к
постоянному запоминанию новых слов и стихов.
Этого же можно добиться постановками
мини-инсценировок почти на каждом уроке. Для этой
цели можно использовать маски животных, мягкие
игрушки, костюмы. Дети с удовольствием “входят”
в роли своих героев.
Cat: Hello! I am Cat.
Rat: Good morning! I am Rat.
Cat: Bye!
Rat: Bye-bye!
Очень важным элементом урока считаю
использование наглядных пособий: яркие картинки,
различные предметы и мягкие игрушки. Последним я
придаю особое значение, чтобы урок английского
языка вызывал у детей приятную ассоциацию с
мягкой, пушистой игрушкой.
Дети очень легко запоминают рифмы,
поэтому стараюсь давать рифмованные слова и
небольшие двустишия: cat – rat, rat – bad.
I see a cat. The cat is good.
I see a rat. The rat is bad.
(Тут же сравнение “плохой – хороший”)
Dog – frog:
I see a dog. The dog is thin.
I see a frog. The frog is green.
(Появляется название цвета – зелёный)
Green: “Ох, неспелый мандарин, он зелёный
– просто green”.
“Вкусная” тема всегда нравится детям, поэтому
они всегда с удовольствием разучивают такие
стихи:
Я по-английски I…
Пирог с начинкой pie.
Начинка – cherry jam.
I pie, пожалуй, съем.
I говорю: one, two…
И pie летит ко рту,
Считаю: one, two, three
И pie уже внутри.
Такой послушный pie –
И не сказал good-bye!
Поскольку дети очень подвижны, то
разучивание стихов (с показом картинок, мягких
игрушек) нужно чередовать с игрой в мяч или в
“догонялки”.
I am a girl (boy)
A little one
I like to play
I like to run.
Периодическое разучивание песен –
обязательно. Это вносит элемент разнообразия в
учебный процесс. Песня должна быть несложной и
мелодичной.
Например, песня “Брат Джеймс” (со
звоном колокольчиков):
Are you sleeping, are you sleeping,
Brother James, Brother James?
Morning bells are ringing,
Morning bells are ringing:
Ding, ding, dong!
Ding, ding, dong!
В процессе обучения к названиям
цветов, предметов, которые нас окружают, животных
и счёту (от одного до десяти) можно постепенно
добавлять предлоги (в, на, под), сложные вопросы
“Сколько?” и конструкции “Я вижу…”, “Я
имею…”, “Дай мне…”, “Вот, пожалуйста”, “Я живу
в…”.
После накопления детьми определённого
словарного запаса игры можно усложнять.
Например,
Игра “Правильно/неправильно”:
Teacher: The cat is blue.
Students: No, the cat is grey.
Teacher: The sun is green.
Students: No, the sun is yellow.
Teacher: (показывая картинку мыши) It is a dog.
Students: No, it is a mouse.
Игра: “Что находится в…?”
Teacher: What is in the box?
Students 1: A ball.
Teacher: No.
Students 2: A doll.
Teacher: Yes, it is a doll.
Игра: “Кто где живёт?”
Teacher: A cat lives in the tree.
Students: No, the cat lives in the house.
Teacher: A bird lives in the lake.
Students: No, the bird lives in the tree.
Игра: “Кто что любит есть?”
Teacher: A fox likes to eat a mouse.
Students: Yes.
Teacher: Boys like to eat balls.
Students: No, boys like to eat pies and jam.
Такие игры развивают детей, заставляют
думать, фантазировать, импровизировать, смеяться
над невероятными предположениями, и такая игра
постепенно становится обычным, “повседневным”
явлением, в то время как проведение праздников,
постановка спектаклей – важные события в жизни
детей. К таким мероприятиям все готовятся
заранее: делают маски, шьют костюмы, рисуют
декорации. Дети сами создают что-то, “творят”, и
это является дополнительным стимулом к изучению
иностранного языка. Все мероприятия проводятся в
обстановке радостного оживления и живого
участия каждого ребенка. В этом и состоит, на мой
взгляд, главная цель обучения – заинтересовать,
развить интеллектуальные способности и умение
применять свои знания на практике.
Подводя итог, можно сказать, что уже
через год обучения все дети в основном
становятся более активными, умеют слушать, не
перебивая, их поведение “регулируется”
преподавателем. У детей появляется чувство
соревнования, с одной стороны, и товарищества – с
другой.
Использование игровых моментов,
стихов, диалогов, наглядных пособий, подготовка к
праздникам, постановка спектаклей позволяют
добиться положительного отношения учащихся к
изучению иностранного языка, их
заинтересованности. Это может стать надёжной
базой для изучения иностранного языка в школе.
Гусева Людмила Петровна,
Центр детского творчества, г. Надым, ЯНАО
|