Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №47/2004

METHODS OF TEACHING

Дошкольники – сложно или просто?

Если проанализировать поведение детей 4–6-и лет на уроках английского языка, то в дальнейшем можно избежать ошибок и просчётов в их обучении.

Главной причиной, оказывающей влияние на поведение дошкольников, является их возраст, что создаёт некоторые трудности в обучении. У детей, впервые начинающих заниматься в группе, сразу выявляется различный уровень интеллектуального развития и умения общаться. Поэтому детей первого года обучения (возраст 4 года) я бы разделила на следующие группы.

1. “Спящие” – очень пассивны вначале, равнодушно относятся как к обучению в целом, так и к окружающим их детям. Задача преподавателя – постоянный контроль за качеством усвоения новых слов и выражений, обязательная нагрузка на уроке (диалоги, игры и т.д.). Как результат – появление заинтересованности, активности, желания показать свои знания. Такие дети к концу первого года обучения в основном показывают хорошие результаты.

2. “Дикие” – чрезмерно активны, но их активность связана с желанием занять место лидера в группе (часто это “домашние” дети, не посещавшие ранее детские дошкольные учреждения), что очень мешает занятиям. Они эгоистичны, понимают и слышат только себя, игнорируют просьбы преподавателя быть внимательными и не мешать другим, агрессивны по отношению к сверстникам. Здесь очень важна индивидуальная работа преподавателя с родителями, направленная на воспитание коммуникабельности в ребёнке. С другой стороны, у таких детей очень высок коэффициент интеллекта, что очень помогает в обучении более слабых учащихся. Задача преподавателя – направить высокое умственное развитие этих детей в нужное русло, не дать им противопоставить себя группе и преподавателю, помочь им войти в контакт с другими.

3. “Нормальные” – спокойно (а порой и серьёзно) относятся к обучению, внимательно слушают, всегда готовы к занятиям, с радостью приходят на помощь более слабым. Задача преподавателя – всячески поощрять таких учащихся, помогать им и обращаться к ним за помощью в трудных ситуациях. Такие дети – надёжная опора преподавателя, потенциальное “золото” группы.

Одной из специфических особенностей обучения детей дошкольного возраста является недостаточно хорошее произношение звуков английской фонетики (у 60% детей четырёх лет, 30% – пяти лет, 20% – шести лет), поэтому стараюсь заменить труднопроизносимые слова на легко выговариваемые (хотя бы на первых уроках). Например, слова “father”, “mother”, “grandfather”, “grandmother” (звук [D]) на “daddy”, “mummy”, “grandpa”, “granny”. Для лёгкого запоминания английских слов разучиваем простые стихи и рифмы, основанные (в большинстве случаев) на ассоциативном мышлении. Они заставляют детей вспоминать, сравнивать, использовать свой опыт общения. Например, слово “бабушка” ассоциируется у детей с чем-то приятным, тёплым и вкусным, поэтому стишок: “Варит мне варенье моя бабушка – granny” запоминается легко и с удовольствием. Другое двустишие: “Не боится медведей мой папа – daddy” – ассоциируется с большим и сильным родным человеком.

Разучивание новых английских слов может сочетаться с воспитательными моментами. Например: “Светофор сказал мне ‘Нет’! Красный по-английски ‘Red’” – правильное поведение на дороге.

У детей дошкольного возраста есть большая потребность в общении друг с другом: они не замкнуты в себе, как более взрослые дети, а испытывают постоянное желание рассказать что-либо, поделиться чем-либо, показать свои знания (наиболее активны дети 5–6-и лет). Поэтому, для поддержания динамики урока, постоянно задаю такие вопросы, которые не могут не вызвать много (я бы даже сказала, шквал) активных ответов. Например: “Что любит есть кот?” – “Мясо, рыбу, сыр, яйца…” И тут же соответствующий стишок: “Кот мой съел вчера омлет. Он воришка – этот cat.” Этот же приём помогает не дать детям “заснуть” на уроке, концентрирует их внимание, приучает к постоянному запоминанию новых слов и стихов. Этого же можно добиться постановками мини-инсценировок почти на каждом уроке. Для этой цели можно использовать маски животных, мягкие игрушки, костюмы. Дети с удовольствием “входят” в роли своих героев.

Cat: Hello! I am Cat.
Rat: Good morning! I am Rat.
Cat: Bye!
Rat: Bye-bye!

Очень важным элементом урока считаю использование наглядных пособий: яркие картинки, различные предметы и мягкие игрушки. Последним я придаю особое значение, чтобы урок английского языка вызывал у детей приятную ассоциацию с мягкой, пушистой игрушкой.

Дети очень легко запоминают рифмы, поэтому стараюсь давать рифмованные слова и небольшие двустишия: cat – rat, rat – bad.

I see a cat. The cat is good.
I see a rat. The rat is bad.
(Тут же сравнение “плохой – хороший”)

Dog – frog:
I see a dog. The dog is thin.
I see a frog. The frog is green.
(Появляется название цвета – зелёный)

Green: “Ох, неспелый мандарин, он зелёный – просто green”.
“Вкусная” тема всегда нравится детям, поэтому они всегда с удовольствием разучивают такие стихи:

Я по-английски I…
Пирог с начинкой pie.
Начинка – cherry jam.
I pie, пожалуй, съем.
I говорю: one, two…
И pie летит ко рту,
Считаю: one, two, three
И pie уже внутри.
Такой послушный pie –
И не сказал good-bye!

Поскольку дети очень подвижны, то разучивание стихов (с показом картинок, мягких игрушек) нужно чередовать с игрой в мяч или в “догонялки”.

I am a girl (boy)
A little one
I like to play
I like to run.

Периодическое разучивание песен – обязательно. Это вносит элемент разнообразия в учебный процесс. Песня должна быть несложной и мелодичной.

Например, песня “Брат Джеймс” (со звоном колокольчиков):

Are you sleeping, are you sleeping,
Brother James, Brother James?
Morning bells are ringing,
Morning bells are ringing:
Ding, ding, dong!
Ding, ding, dong!

В процессе обучения к названиям цветов, предметов, которые нас окружают, животных и счёту (от одного до десяти) можно постепенно добавлять предлоги (в, на, под), сложные вопросы “Сколько?” и конструкции “Я вижу…”, “Я имею…”, “Дай мне…”, “Вот, пожалуйста”, “Я живу в…”.

После накопления детьми определённого словарного запаса игры можно усложнять.

Например,

Игра “Правильно/неправильно”:

Teacher: The cat is blue.
Students: No, the cat is grey.
Teacher: The sun is green.
Students: No, the sun is yellow.
Teacher: (показывая картинку мыши) It is a dog.
Students: No, it is a mouse.

Игра: “Что находится в…?”

Teacher: What is in the box?
Students 1: A ball.
Teacher: No.
Students 2: A doll.
Teacher: Yes, it is a doll.

Игра: “Кто где живёт?”

Teacher: A cat lives in the tree.
Students: No, the cat lives in the house.
Teacher: A bird lives in the lake.
Students: No, the bird lives in the tree.

Игра: “Кто что любит есть?”

Teacher: A fox likes to eat a mouse.
Students: Yes.
Teacher: Boys like to eat balls.
Students: No, boys like to eat pies and jam.

Такие игры развивают детей, заставляют думать, фантазировать, импровизировать, смеяться над невероятными предположениями, и такая игра постепенно становится обычным, “повседневным” явлением, в то время как проведение праздников, постановка спектаклей – важные события в жизни детей. К таким мероприятиям все готовятся заранее: делают маски, шьют костюмы, рисуют декорации. Дети сами создают что-то, “творят”, и это является дополнительным стимулом к изучению иностранного языка. Все мероприятия проводятся в обстановке радостного оживления и живого участия каждого ребенка. В этом и состоит, на мой взгляд, главная цель обучения – заинтересовать, развить интеллектуальные способности и умение применять свои знания на практике.

Подводя итог, можно сказать, что уже через год обучения все дети в основном становятся более активными, умеют слушать, не перебивая, их поведение “регулируется” преподавателем. У детей появляется чувство соревнования, с одной стороны, и товарищества – с другой.

Использование игровых моментов, стихов, диалогов, наглядных пособий, подготовка к праздникам, постановка спектаклей позволяют добиться положительного отношения учащихся к изучению иностранного языка, их заинтересованности. Это может стать надёжной базой для изучения иностранного языка в школе.

Гусева Людмила Петровна,
Центр детского творчества, г. Надым, ЯНАО