Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №32/2004

TEACHERS FORUM

 

Мы готовы поделиться. А вы?

28 мая в Москве произошло событие, которое касается практически всех московских учителей английского языка: была создана Московская ассоциация учителей английского языка MELTA. Подобные ассоциации уже давно существуют в разных городах: дальневосточная FELTA, питерская SPELTA, пензенская ассоциация с очень красивым названием ELT Association “Penza Swallows”. Московская же MELTA родилась только в мае, но, следуя советам своих старших сестёр и используя их опыт, сразу начала активно работать. В частности, заработали различные секции или, как мы их еще называем, группы по интересам.

Я записалась в секцию “Interactive Learning”. В конце июня мы собрались на нашу первую встречу. Нельзя сказать, что народу было много, но собрались единомышленники, причем отовсюду: были и вузовские преподаватели, были учителя государственных и частных школ, была преподавательница английского языка детского сада с прекрасным названием “Маленький гений”.

Мы поговорили о том, что же это такое – интерактивное обучение, каким оно может быть, а каким категорически не может, какие общеизвестные приемы интерактивного обучения применимы на уроках английского языка, а какие – нет. Мы поделились друг с другом некоторыми своими наработками в этой области, в частности некоторыми упражнениями. О некоторых из них хочу вам рассказать.

По-моему очень интересно упражнение “Что я сейчас делаю?”, особенно на начальном периоде обучения. Один из учащихся показывает некое действие, а другой или другие называют это действие в Present Continuous. Дальше учащиеся показывают, что они делали вчера, а это уже Past Simple. Также можно показать, что уже сделано одним, но никак не получается у другого. Описываем эту ситуацию в Present Perfect и т.д. То есть в игровой форме мы фактически делаем лексико-грамматические упражнения. Причем подобные упражнения уместны для любой возрастной группы: меняются только описываемые действия.

Подобные упражнения, как и многие другие, наиболее эффективны при работе малыми группами по три-четыре человека, так как практически в каждой учебной группе примерно третья часть – это люди очень скромные, неуверенные в себе, замкнутые. Для них педагог должен обеспечить возможность практического опыта лидерства. Тренировка у таких застенчивых людей чувства уверенности заключается в незаметном для них создании условий, в которых они почти добровольно берут на себя ведущую роль и испытывают при этом не дискомфорт, а радость. Обычно такая победа достигается через радость одновременного действия вместе с самыми признанными лидерами группы. Когда наш “скромный” несколько раз испытает коллективную радость от общего успеха, он становится более (или хотя бы чуть более) готовым к смелому принятию на себя роли лидера.

Очень эффективно упражнение “No say and tell”. Двое или трое участников разыгрывают небольшую импровизацию на заданную тему. При первых попытках использования упражнения действие может быть и подготовлено заранее, главное, чтобы оно изобиловало вопросами, восклицаниями, выражениями согласия, несогласия и т.д. Наблюдающие за действием учащиеся затем пересказывают увиденное в косвенной речи, но слова say и tell употреблять нельзя. Можно использовать слова: advise, order, suggest, explain, warn, promise, beg, offer, refuse, agree, admit, deny, ask и проч. В этом упражнении кроме лексического материала отрабатываются грамматические темы – Reported speech и Infinitive – Gerund. Также при использовании этого упражнения мы не только развиваем умение импровизировать, но и тренируем внимание и наблюдательность.

Чисто лексическое упражнение: “no good and bad” – учащиеся описывают увиденное, выражают свое к нему отношение, но прилагательные good и bad использовать нельзя. Можно: boring, satisfying, depressing, serious, heavy, awful, fine, enormous и т.д.

Ещё одно лексическое упражнение – “Угадай по описанию”. Учащиеся описывают внешность либо одного из присутствующих, либо кого-то, изображенного на одной из нескольких фотографий. Необходимо угадать, кого описывают.

Приведённые выше игровые упражнения эффективны при активизации новой лексики, при тренировке употребления её в речи.

Несколько более сложна, но полезна и результативна игра “Секретный агент”. Одна команда разыгрывает составление плана некого действия. Это может быть план боевой операции (например, взятие крепости Ля Рашель) или планирование ограбления банка. Все это слышит секретный агент, представитель другой команды, затем он пробирается к своим, передает информацию, затем вырабатывается план контрдействий.

По сути, это грамматическое упражнение на различные формы будущего времени и на придаточные предложения с предлогами when, as soon as, after, if и др. (составление плана действий), а также на косвенную речь. Усваивается материал намного лучше, чем при использовании иных видов грамматических упражнений, поскольку обучающиеся проговаривают фразы, созданные ими самими, а не кем-то другим, а это всегда намного эффективней. Если у участников получается нечто очень интересное, то у них практически всегда возникает желание показать это зрителям. Что же, можно написать сценарий на основе только что сыгранной импровизации. Это очень полезно.

Очень полезны, особенно в начале занятия для настроя учащихся на определенный лад, игры типа “Я – не я, а…” Это игра-перевоплощение. Здесь преподаватель может перевоплотиться, например в Беовульфа, а ученики – в его воинов, чтобы обсудить вчерашнее сражение с драконом или ещё с кем-нибудь. А кто-нибудь может перевоплотиться и в дракона, обиженного на воинов, с которыми он хотел просто поиграть, а они сразу – драться.

Перевоплотиться можно в кого угодно: в Алису, в старые игрушки, запертые в шкафу и забытые, в утюг, в кота. Главное – говорить, импровизировать, не боясь ошибок.

То, что главное – говорить, не боясь ошибок, с этим мы все согласны, но как нам, учителям, научиться в определенные моменты не реагировать на ошибки, не показывать ни взглядом, ни жестом, что нам нестерпимо режет слух нечто, на наш взгляд, неудобоваримое? Ведь фиксировать ошибки – один из наших значимых профессиональных навыков. Об этом и ещё о многих интересных вещах шел разговор на первой (надеюсь, далеко не последней) встрече секции “Interactive Learning” Московской ассоциации MELTA.

Нам очень интересно узнать, как проходят подобные встречи в других ассоциациях, и вообще, что у вас интересного. Откликнитесь, SPELTA, FELTA, пензенские ласточки и все-все, кому есть, чем с нами поделиться.

Наталья Федотова