Принцип реальности на уроках
иностранного языка в школе
Статья опубликована при поддержке компании «WebSeoPromo». Ни одна современная компания не может вести эффективную деятельность без собственного интернет портала. Но далеко не каждая фирма может позволить собственный IT – отдел для разработки и поддержания интернет ресурса. Что делать? Пройдя по ссылке http://www.webseopromo.ru/site-card вы попадете на сайт хорошо зарекомендовавшей себя компании по производству сайтов «WebSeoPromo», и сможете, к примеру, заказать создания сайта – визитки. Посетите официальный сайт компании www.webseopromo.ru и подберите выгодное для вас решение.
Эффективность обучения иностранным
языкам зависит от многих факторов – как
субъективных, так и объективных. В частности, она
зависит от количества времени, посвященного
занятиям, качества учебников и учебных пособий,
наличия современных средств обучения,
способностей самих учащихся и др. Не секрет, что,
попадая в реальную языковую среду, ребенок в
процессе общения, так же как и взрослый человек,
усваивает лексические и грамматические
структуры изучаемого языка намного быстрее и с
меньшими усилиями, чем на обычном уроке в школе,
где учитель часто не способен из-за объективных
причин в полном объеме обеспечить принцип
коммуникативности. Дети, проведя даже месяц в
иноязычной среде, реально осваивают многие
лексические формы.
Успешному и быстрому усвоению
материала может способствовать моделирование
реальных бытовых ситуаций на уроках
иностранного языка. Осуществление принципа
реальности на практике позволит сократить время,
необходимое для усвоения конкретного языкового
материала, в два, а иногда и в три раза, что
доказывает практика. Так, например, изучая тему
“Путешествия”, можно смоделировать ситуацию в
туристическом агентстве: где учащиеся в парах
играют роли сотрудника и клиента туристической
фирмы. В ходе диалога учащиеся закрепляют
лексический материал.
Более успешному усвоению материала будет
способствовать наличие на уроке схематических
атрибутов туристического агентства – различных
каталогов, рекламных проспектов, брошюр,
плакатов. Безусловно, этапу закрепления материла
должен предшествовать этап объяснения (введения)
нового материала. Он может быть осуществлен в
процессе простого чтения и повторения новых слов
и речевых оборотов или в процессе прослушивания
записанного на плёнку диалога (или просмотра
видеофрагмента).
ПРИМЕР 1.
Учебник для 4-го класса под редакцией
И.В. Верещагиной (наиболее распространенный
учебник в школах и классах, где углубленно
изучается английский язык) вводит по теме
“Путешествия” следующую лексику: ticket (single and
return), to travel, trip, tour, first class, tourist class, seaside, airport, luggage и
др. Учитель предлагает в качестве базового
следующий диалог (он может быть записан на доске,
либо прослушивается или просматривается
учащимися с магнитного носителя; наиболее
эффективно сочетание двух вышеназванных
методов):
Agent: Hello, can I help you?
Client: Good afternoon. I would like to go somewhere for my
vacation.
Agent: What country and region would you prefer?
Client: I have not decided yet. Can you recommend something
special for me?
Agent: It is the matter of money. We have both expensive and
cheap tours.
Client: It does not matter. I have enough money.
Agent: We can recommend a special tour to Thailand. It is rather
interesting. You will have a rest at the seaside and visit a lot of exotic places.
Client: Can you show me the catalogues?
Agent: Here you are. You will board a Lufthansa plane at Minsk
Airport, and then change planes in Frankfurt. Unfortunately there is no direct flight from
Minsk. What class would you like – tourist or first?
Client: I prefer to travel first class.
Agent: Here is your ticket, luggage card and insurance. What
hotels do you prefer?
Client: Five star please.
Agent: O.K. $1800 please. Bon Voyage.
ПРИМЕР 2
При изучении темы “Еда” в третьем
классе на этапе закрепления лексики возможно
смоделировать ситуацию “в ресторане”. Один из
учеников выполняет роль официанта, другой – роль
посетителя ресторана. Здесь также наибольшую
эффективность придаст наличие схематических
атрибутов ресторана, которые можно предложить
подготовить самим учащимся (пластмассовая
посуда и муляжи продуктов питания).
Waiter: Good afternoon. I am glad to welcome you to our
restaurant.
Client: Good afternoon.
Waiter: Please, make a choice. Here is our menu.
Client: I am very hungry. What can you recommend?
Waiter: We have a wonderful mushroom soup for the first course,
a great variety of vegetable salads and chicken, roast beef and meatballs for the second
course.
Client: O.K. I will take some soup, tomato salad and chicken.
And what about dessert?
Waiter: We offer cakes, pies, puddings, different fruits, milk,
chocolates, and so on...
Client: Apple pie and fruit salad please.
Waiter: What would you likе to drink – cola, juice, lemonade,
mineral water, coffee or tea?
Client: Orange juice and coffee, please.
Waiter: Bon Appetite!
Этапы подготовки такие же, как и в
первом примере.
Первоначально учитель вводит новый
лексический материал (при помощи различных
способов), а затем закрепляет его на предложенном
образце. Методически логичным шагом является
составление своего диалога по образцу и
проигрывание ситуации несколько раз.
Описанные примеры относятся к 3-му и
4-му классам школы (возраст детей – 8–10 лет). На
данном этапе ведущей деятельностью ребенка
является игра (а детям данного возраста
интересен сам процесс игры), которая постепенно
уступает место учебе. Таким образом,
психологически оправданно создание игровых
ситуаций на уроке.
В старших классах ситуация несколько
иная – часто ребятам старшего школьного
возраста необходимо решать реальные (взрослые)
вопросы. В процессе разыгрывания сценок из жизни
ребята смогут высказать и свое мнение, отношение
к конкретной жизненной проблеме (межличностных
отношений, войны и мира, любви и дружбы, экономики
и политики). Реализация этого возможна в
организации уроков-дискуссий, уроков-семинаров и
“круглых столов”. Однако успешность проведения
такого рода классных и внеклассных мероприятий
зависит от подготовки учащихся. Как правило,
подготовка занимает гораздо больше времени, чем
само мероприятие, при этом требуется реальная
заинтересованность учащихся в его проведении.
Применение принципа реальности на практике
достигает триединой цели урока –
образовательной (учащиеся получают знания по
теме -лексические и грамматические),
воспитательной (формируется вежливый стиль
общения) и развивающей (развитие кратковременной
и долгосрочной памяти учащихся и образного
мышления). Учебную ситуацию необходимо
приближать к реальной, что максимально повышает
эффективность урока.
Владислав Бейзеров,
Гомель, Беларусь
|