Мы в стороне?
Статья опубликована при поддержке школы Английского языка «English-natali». Хотите изучать английский язык? Легко! Просто запишитесь на соответствующие курсы, и через пару месяцев вы будете уже уверенно чувствовать себя в англоязычном обществе. Но что делать если у вас нету времени и возможности постоянно ездить на занятия? Тогда вам нужно обратиться в онлайн школу английского языка «English-natali», которую вы найдете на сайте http://www.english-natali.ru. Здесь вы сможете записаться на онлайн уроки английского языка, по удобному для вас расписанию, и легко освоить этот язык.
Если я правильно понимаю намеченные
перспективы развития школы, то в скором времени
старшая школа станет профильной, то есть десятые
и одиннадцатые классы будут все сплошь либо
экономические, либо юридические, либо
естественнонаучные, либо физико-математические.
Но я не очень понимаю, повлечет ли это
изменения в преподавании английского языка. Судя
по надвигающемуся ЕГЭ, нет. Так как ЕГЭ на то и
ЕГЭ, чтобы быть для всех единым, и он никак не
может проверять у одних выпускников знания
экономической, а у других – естественнонаучной
лексики. А мы в своей деятельности в значительной
степени ориентируемся на существующие формы
контроля, особенно в выпускных классах.
Профильное же изучение английского
языка в профильной старшей школе напрашивается
само собой. Может быть, не сразу, но этот вопрос
обязательно встанет. Потому что английский язык
– это инструмент общения в сфере не только
бытовой, но и профессиональной. И если
старше-классник уже выбрал направление своей
будущей профессиональной сферы, то готовить его
к грамотному общению на английском языке в
рамках этой сферы нужно начинать как можно
раньше. То есть английский язык в старшей школе
тоже может стать профильным. Хотя бы в добавление
к обычному, общему английскому, хотя бы в рамках
профильного спецкурса.
Это, конечно, хорошо. Я, например, двумя
руками “за”. Но мы можем столкнуться с
проблемой, которая существует, но весьма успешно
решается вузовскими преподавателями ESP. ESP – это
английский для специальных целей, и, чтобы его
преподавать, надо хоть немного эту специальную
цель представлять. И хотя существует большое
количество вузовских учебных пособий для
студентов экономических, юридических,
технических, ветеринарных и т.д. специальностей,
преподаватели зачастую испытывают некоторые
трудности. Конечно, мы не должны быть
экономистами или ветеринарами, чтобы
преподавать ESP, но ориентироваться в терминах мы
должны. Некоторые наши коллеги даже получают
вторую специальность, чтобы увереннее себя
чувствовать и лучше преподавать этот самый ESP.
Потому что, даже изучив, например, текст Sensation and the
nervous system и подготовившись к занятию, трудно на
равных обсуждать эту проблему со студентами
второго курса факультета психологии. Они уже
много знают по своей основной специальности. А
обсуждать мы должны, так как цель наших занятий –
именно приобретение навыка ведения научной
дискуссии на английском языке.
Но проблемы наших коллег из неязыковых
вузов, преподающих ESP, более или менее (скорее
даже более, чем менее) успешно решаются, хотя бы с
помощью существующих учебных пособий.
Аналогичных же пособий для старшей школы я не
встречала и даже не слышала о перспективе их
создания. Из этого можно сделать вывод, что мы
остаемся в стороне от профилизации старшей
школы. Может быть, это и правильно. Курс общего
английского, безусловно, жизненно важен, тем
более что именно он лежит в основе ЕГЭ. Но
все-таки какое-то неясное сомнение меня гложет.
Уважаемые коллеги! Что вы думаете по
этому поводу? Особенно хотелось бы узнать мнение
учителей английского языка школ,
ориентированных на конкретный вуз, например,
медицинский. Как вы работаете? По каким
учебникам? Предусмотрено ли у вас в процессе
обучения введение хотя бы минимальной
медицинской или биологической терминологии?
Может быть, у вас есть какой-нибудь спецкурс? Как
это сочетается с перспективой ЕГЭ? Поделитесь с
нами, расскажите нам, пожалуйста, о своих
наработках в этой сфере.
Думаю, что участие учителей
английского языка в профильном обучении – это
требование времени. Но хотелось бы знать, как
технологически будет решаться возможность этого
участия. Предусмотрено ли создание профильных
курсов английского языка для старшей школы?
Грядет ли некое изменение в системе курсов
повышения квалификации для подготовки учителей
к работе в профильных старших классах? Или все
это нецелесообразно, и мы окажемся в стороне от
реформы старшей школы? Но, может быть, это и к
лучшему? И в школе английский должен быть только
общим, единым для всех, а профильное его изучение
– это прерогатива вуза? Как вы думаете, уважаемые
коллеги? Хотелось бы узнать и мнение вузовских
преподавателей. И тех, кто составляет программы.
Пишите нам!
Ждем ваших писем!
Наталья Федотова
|