Сборник диктантов
Диктант как контролирующее и
обучающее средство овладения письмом на
английском языке
Вниманию учителей предлагается
сборник диктантов к учебнику для 5 класса школ с
углубленным изучением английского языка авторов
И.Н. Верещагиной и О.Б. Афанасьевой. Учитывая, что
данная серия учебников в настоящее время широко
используется в школах с углубленным изучением
английского языка, а количество таких школ
неуклонно возрастает, мы надеемся, что данная
публикация окажется полезной учителям этого
типа школ, восполнив существующий пробел.
Дело в том, что в “Книге для учителя” к
указанному учебнику авторы по каким-то причинам
полностью обошли вопросы обучения орфографии.
Авторы, по-видимому, считали, что наличие в данном
УМК “Рабочей тетради” с большим количеством
разнообразных письменных упражнений делает
регулярную работу над английской орфографией
излишней. Мы позволим себе не согласиться с этой
точкой зрения. Выполнение письменных упражнений
из “Рабочей тетради” не создает у учащихся
установки на запоминание орфографии слова, его
графической формы, поскольку целью всех
имеющихся там упражнений является закрепление и
автоматизация либо новых лексических единиц,
либо изучаемых грамматических явлений. Таким
образом, внимание учащегося сосредоточено в
данном случае на чем угодно, только не на
правописании, что само по себе неверно, учитывая
чрезвычайную сложность английской орфографии.
Если же учащийся знает, что в конце
изучения каждого раздела учебника ему придется
писать небольшой диктант, он постепенно
привыкнет запоминать графический образ новых
лексических единиц. В дальнейшем такая установка
может оказаться решающей при выработке навыков
правописания, что является одной из целей
обучения.
Указанный учебник содержит 23 урока, из
них новая лексика вводится в 20 уроках. Оставшиеся
3 урока новой лексики не содержат, ибо являются
чисто повторительными (уроки 11, 18 и 23). По этой
причине к повторительным урокам диктанты не
разработаны.
Мы считаем необходимым сначала
прочитать учащимся текст диктанта целиком, чтобы
ученики смогли осознать логико-смысловые связи,
и только после этого приступать к диктовке
текста по предложениям или синтагмам.
Мы попытались организовать
разрозненные лексические единицы в связные,
осмысленные тексты. В большинстве случаев, как
нам представляется, это сделать удалось. Там же,
где это оказалось затруднительным, тексты
разделены на части (см. например диктанты к
урокам 5, 6 и 13).
В предлагаемых диктантах нам удалось
использовать практически все новые лексические
единицы, содержащиеся в упражнениях “Learn to write these
words” в конце каждого из уроков учебника, в
которых вводится новая лексика. После написания
каждого диктанта необходимо провести разбор
допущенных ошибок с обязательным последующим
выполнением работы над ошибками.
LESSON 1
I want to be a baker, he wants to be a butcher.
Tom wants to be a grocer, Jill wants to be a nurse.
My brother is a salesman, my sister is a typist.
My cousin is a secretary, and what is your job?
My occupation is a greengrocer, and I am not married.
LESSON 2
In his flat Nick has got a nice kitchen, a sitting room, a dining room,
a bedroom and a bathroom.
We have all modern conveniences: gas, electricity, hot and
cold running water and central heating which is off in summer and on in
winter. There is a big washing machine in the bathroom, a powerful vacuum
cleaner and a big fridge in the kitchen.
LESSON 3
All the people in my family like music. I play the piano, my
grandfather plays the flute, my sister can play the violin and my granny
likes folk music. I want to learn to play the electric guitar.
We also like to go to exhibitions, to the circus, and to
go in for sports. My favourite sport is swimming, and my father is fond of hockey.
We have a small collection of paintings and sculptures at
home. My father can paint a little himself.
LESSON 4
Last summer my father went to visit his old friends in Minsk. He went
there from Moscow by plane. He checked his luggage in at Vnukovo Airport and
then passed through customs. He got on his plane 20 minutes before departure.
His friends waited for his arrival at the local airport. There
he went through customs again, and he says the customs officers were very
polite.
After about a week in Minsk my father went to the booking-office to
book a plane ticket back to Moscow. The fare from Minsk to Moscow was not too
expensive for him. When he arrived I and my mother met him at the airport.
LESSON 5
a) I hope you know and like old Russian customs. One of them is Maslenitsa
– the holiday to say good-by to winter. During this holiday people cook pancakes and
eat them with caviar, honey or sour cream. In Russian towns and villages people
sing songs and dance during Maslenitsa week.
b) The world of science has many great scientists. Their
scientific discoveries have changed a lot in the modern world. One of them was
Sergey P. Korolyov – a great Russian space scientist. He created the spaceship
VOSTOK, and Yuri Gagarin was the first man in the world to fly into space.
М.Ю. Кудряшов
|