Нестоличное
образование
Статья опубликована при поддержке Компании Объединенные Технологии. Если вам нужно приобрести к примеру систему корпоративной связи или определенные специальные инструменты, обратитесь в компанию Объединенные Технологии. Широкий каталог товаров известных брендов позволяет подобрать все от гарнитуры Plantronics до Автоинформаторов MusicBox. Посетите официальный сайт компании http://united-it.ru и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми услугами.
“Я как-то не очень понимаю суть
проблемы: какая разница, где учиться, – в Москве,
не в Москве…” – именно этой фразой выпускника
гимназии № 9 города Тольятти, а ныне
второкурсника факультета менеджмента Высшей
школы экономики Павла Сигова хочется продолжить
обсуждение темы нестоличного образования. Высшая
школа экономики – это один из престижнейших
вузов не только Москвы, но и всей России. Учатся
здесь ребята, прошедшие серьезный конкурс.
Вступительные экзамены различные в зависимости
от факультета, но английский сдают все. То есть
если бы уровень преподавания английского языка в
Москве был неизмеримо выше, чем не в Москве (о чем
говорилось в некоторых письмах, см. “English” № 38),
то абитуриенты из других городов были бы просто
неконкурентоспособны. Подобная мысль вызвала у
Паши Сигова улыбку. Но, может быть, он учил
английский не в школе, а где-нибудь еще? “Нет,
английский я учил в своей школе со второго
класса. У нас была школа с углубленным изучением
английского и немецкого языков. Английского было
до семи часов в неделю. Правда, мне немного не
повезло: класс у нас делился на три группы, и я
попал в группу, где постоянно сменялись
преподаватели. Задерживались они в нашей группе
максимум на год. Не знаю, почему. В принципе, они
все были очень хорошие, у нас вообще был лучший
преподавательский состав в городе, и у каждого
была своя эффективная методика, но после всех
этих методик у нас в головах была этакая каша. У
нас было языковое чутьe, хорошие разговорные
навыки (всe, что осваивается через практику), но
вот грамматика хромала. И в десятом классе нас
взяла Марина Николаевна Щербакова, очень хороший
преподаватель и потрясающий человек. Она взялась
за нас всерьез и за год дала всю грамматику,
начиная с Present Indefinite. И как дала! Мы работали с ней
по учебнику HEADWAY, грамматику штудировали по
учебнику Murphy (синенький такой). Мы все ей очень
благодарны, без нее бы мы не сдали экзамены. Да и в
Высшую школу экономики я бы, может, и не поступил.
Но когда поступил, никаких проблем не ощущал. В
группе у меня в основном москвичи, в основном из
спецшкол, но мой английский ничуть не хуже”.
Нам остается только порадоваться за
Пашу Сигова, которому повезло со школой и с
учителями, за Марину Николаевну Щербакову,
которую с благодарностью вспоминают ученики, за
гимназию № 9, где такие учителя работают, и за
город Тольятти, где такие школы есть. Но
перенесемся из города Тольятти в город Киров, где
училась наша следующая собеседница Юля Беспятых,
второкурсница того же престижного учебного
заведения, Высшей школы экономики (полное
название этого вуза Государственный университет
– Высшая школа экономики). Она тоже учится на
факультете менеджмента. Итак, слово Юлии
Беспятых: “С первого по девятый класс я училась в
средней школе № 27. Английский у нас начался со
второго класса. Учителя по этому предмету у нас
менялись минимум дважды в год. Некоторые
называли нас “тупыми детьми” и даже не пытались
нам что-либо объяснить. После девятого класса я
перешла в Кировский экономико-правовой лицей.
Это очень известная школа в нашем городе, и
профилирующие предметы (история и право,
экономика и математика – в зависимости от
выбранного направления) преподавались
действительно на высоком уровне. С английским
языком дела обстояли хуже. Когда наша
учительница пыталась объяснить какие-то
грамматические понятия, складывалось
впечатление, что она сама чего-то не понимает. За
границей она никогда не была. Конечно, она,
старалась научить нас, но… И, когда я решила
поступать в ГУ-ВШЭ, мне пришлось ходить к
репетитору, так как мои знания английского языка
были практически равны нулю. Моя репетиторша
очень помогла мне, и я сдала английский на 9 из 10.
Однако после этой подготовки у меня так и не
появилось навыков разговорной речи, я умела
только делать тесты. Поэтому, когда я пришла на
первое занятие по английскому языку в
университете, мне стало ясно, насколько слабы мои
знания. Меня не научили говорить, правильно
строить предложение, слушать и понимать
английскую речь, да что там говорить, меня даже не
научили запоминать английские слова. До сих пор
словарный диктант для меня нечто страшное. Как бы
хотелось, чтобы в наших школах было побольше
хороших учителей, чтобы учили они по-настоящему,
а нам бы не приходилось ходить по репетиторам”.
Да, не очень радостная картина. Но
послушаем еще одну студентку Высшей школы
экономики, на этот раз студентку факультета
психологии Евгению Панову: “Я сейчас учусь в
ГУ-ВШЭ во многом благодаря тому, что мне
посчастливилось учиться в одной из лучших школ
Челябинска – языковой гимназии № 1. Этой
гимназии уже 65 лет, и все эти годы она славится
своим уровнем подготовки по английскому языку.
Наши ребята всегда побеждают на различных
олимпиадах и без проблем поступают в самые
разные вузы. Мне кажется, что совершенно неважно,
в каком городе ты живешь и учишься, шанс хорошо
знать английский есть у каждого, главное –
желание и самодисциплина”. Утверждение, конечно,
бесспорно. Но, кроме желания и самодисциплины, у
Жени Пановой были прекрасные учителя одной из
лучших школ Челябинска. Низкий им поклон и
благодарность.
“Я училась в школе № 12 подмосковного
поселка Чкаловский, – говорит студентка второго
курса того же факультета психологии Ульяна
Ветрова, – английский у нас был со второго
класса. У нас была замечательная учительница –
Елена Ивановна Клубникова. Мы занимались по
учебникам Хрусталевой, Богродицкой. В 10–11
классах у нас был учебник “Я хочу и буду знать
английский”. И мы его действительно знали к
концу школы неплохо! Проблем на вступительных
экзаменах у меня не было. Да и сейчас на занятиях
чувствую себя уверенно”. Мне очень хочется,
чтобы Елена Николаевна Клубникова прочитала эти
слова, надеюсь, она читает нашу газету.
А вот еще один взгляд на проблему.
Слово будущему менеджеру Максиму Данилину:
“Когда я поступил в ГУ-ВШЭ, меня поразил тот факт,
что практически все студенты совершенно
свободно владеют навыками разговорной речи,
прекрасно справляются с любым аудированием. Я
попал в одну из самых сильных групп и понял, что
мой уровень умения выражать свои мысли на
английском и воспринимать речь на слух
значительно ниже среднестатистического уровня
моей группы. Но я не отчаиваюсь, стараюсь,
прогресс у меня есть. Но остальные ведь тоже не
стоят на месте… В школе мы практически не
занимались аудированием, да и говорили мало,
немного занимались грамматикой, но явно
недостаточно. Может быть это связано с тем, что
наша школа (АРГ № 186 г. Алексин Тульской области)
готовила к поступлению в технический вуз –
Тульский государственный политехнический
университет, где знание английского не
обязательно. У нас было 8 часов математики и 8
часов физики в неделю. Качество образования по
этим предметам действительно было высочайшим, но
вот английский… Пришлось заниматься с
репетитором. Репетитор у меня был замечательный:
Бэлла Михайловна Герсон, она еще мою маму учила.
Бэлла Михайловна, по сути дела, с нуля научила
меня всему, что я знаю. В итоге – у меня неплохая
грамматика, сносная лексика, слабые speaking skills и
еще хуже – навыки восприятия речи native speakers. А у
нас на занятиях аудирование часто… Поначалу я
вообще ничего не понимал, теперь, конечно, лучше.
Да и говорить я стал свободнее. Мы на занятиях все
время что-нибудь обсуждаем. Но легче, конечно,
тем, кто изучал английский с детства и сразу на
хорошем уровне”. Ну что же, пожелаем Максиму
упорства и терпения. Прекрасно, что в городе
Алексине есть замечательные репетиторы, но было
бы еще прекраснее, если бы высокий уровень
языкового образования можно было бы получить в
школе.
Хотя мне кажется, что дело здесь не в
географическом положении, а в статусе школы: если
школа с углубленным изучением иностранного
языка, то независимо от того, в Челябинске она, в
Тольятти или в Москве, выпускники такой школы и
говорить будут прилично, и на слух речь
воспринимать смогут без проблем. Если же
профильная ориентация школы иная, то английский
– увы… Теоретически считается, что введение ЕГЭ
приведет к изменению ситуации и уровень
выпускников будет менее разбросанным, ибо всех
их будут готовить к одному и тому же экзамену. Но
под какую планку будет это выравнивание? Ой,
боюсь, не под высокую…
Наталья Федотова
|