Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №42/2003
 
TEACHERS FORUM

Нестоличное образование

Статья опубликована при поддержке Компании Объединенные Технологии. Если вам нужно приобрести к примеру систему корпоративной связи или определенные специальные инструменты, обратитесь в компанию Объединенные Технологии. Широкий каталог товаров известных брендов позволяет подобрать все от гарнитуры Plantronics до Автоинформаторов MusicBox. Посетите официальный сайт компании http://united-it.ru и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми услугами.

“Я как-то не очень понимаю суть проблемы: какая разница, где учиться, – в Москве, не в Москве…” – именно этой фразой выпускника гимназии № 9 города Тольятти, а ныне второкурсника факультета менеджмента Высшей школы экономики Павла Сигова хочется продолжить обсуждение темы нестоличного образования. Высшая школа экономики – это один из престижнейших вузов не только Москвы, но и всей России. Учатся здесь ребята, прошедшие серьезный конкурс. Вступительные экзамены различные в зависимости от факультета, но английский сдают все. То есть если бы уровень преподавания английского языка в Москве был неизмеримо выше, чем не в Москве (о чем говорилось в некоторых письмах, см. “English” № 38), то абитуриенты из других городов были бы просто неконкурентоспособны. Подобная мысль вызвала у Паши Сигова улыбку. Но, может быть, он учил английский не в школе, а где-нибудь еще? “Нет, английский я учил в своей школе со второго класса. У нас была школа с углубленным изучением английского и немецкого языков. Английского было до семи часов в неделю. Правда, мне немного не повезло: класс у нас делился на три группы, и я попал в группу, где постоянно сменялись преподаватели. Задерживались они в нашей группе максимум на год. Не знаю, почему. В принципе, они все были очень хорошие, у нас вообще был лучший преподавательский состав в городе, и у каждого была своя эффективная методика, но после всех этих методик у нас в головах была этакая каша. У нас было языковое чутьe, хорошие разговорные навыки (всe, что осваивается через практику), но вот грамматика хромала. И в десятом классе нас взяла Марина Николаевна Щербакова, очень хороший преподаватель и потрясающий человек. Она взялась за нас всерьез и за год дала всю грамматику, начиная с Present Indefinite. И как дала! Мы работали с ней по учебнику HEADWAY, грамматику штудировали по учебнику Murphy (синенький такой). Мы все ей очень благодарны, без нее бы мы не сдали экзамены. Да и в Высшую школу экономики я бы, может, и не поступил. Но когда поступил, никаких проблем не ощущал. В группе у меня в основном москвичи, в основном из спецшкол, но мой английский ничуть не хуже”.

Нам остается только порадоваться за Пашу Сигова, которому повезло со школой и с учителями, за Марину Николаевну Щербакову, которую с благодарностью вспоминают ученики, за гимназию № 9, где такие учителя работают, и за город Тольятти, где такие школы есть. Но перенесемся из города Тольятти в город Киров, где училась наша следующая собеседница Юля Беспятых, второкурсница того же престижного учебного заведения, Высшей школы экономики (полное название этого вуза Государственный университет – Высшая школа экономики). Она тоже учится на факультете менеджмента. Итак, слово Юлии Беспятых: “С первого по девятый класс я училась в средней школе № 27. Английский у нас начался со второго класса. Учителя по этому предмету у нас менялись минимум дважды в год. Некоторые называли нас “тупыми детьми” и даже не пытались нам что-либо объяснить. После девятого класса я перешла в Кировский экономико-правовой лицей. Это очень известная школа в нашем городе, и профилирующие предметы (история и право, экономика и математика – в зависимости от выбранного направления) преподавались действительно на высоком уровне. С английским языком дела обстояли хуже. Когда наша учительница пыталась объяснить какие-то грамматические понятия, складывалось впечатление, что она сама чего-то не понимает. За границей она никогда не была. Конечно, она, старалась научить нас, но… И, когда я решила поступать в ГУ-ВШЭ, мне пришлось ходить к репетитору, так как мои знания английского языка были практически равны нулю. Моя репетиторша очень помогла мне, и я сдала английский на 9 из 10. Однако после этой подготовки у меня так и не появилось навыков разговорной речи, я умела только делать тесты. Поэтому, когда я пришла на первое занятие по английскому языку в университете, мне стало ясно, насколько слабы мои знания. Меня не научили говорить, правильно строить предложение, слушать и понимать английскую речь, да что там говорить, меня даже не научили запоминать английские слова. До сих пор словарный диктант для меня нечто страшное. Как бы хотелось, чтобы в наших школах было побольше хороших учителей, чтобы учили они по-настоящему, а нам бы не приходилось ходить по репетиторам”.

Да, не очень радостная картина. Но послушаем еще одну студентку Высшей школы экономики, на этот раз студентку факультета психологии Евгению Панову: “Я сейчас учусь в ГУ-ВШЭ во многом благодаря тому, что мне посчастливилось учиться в одной из лучших школ Челябинска – языковой гимназии № 1. Этой гимназии уже 65 лет, и все эти годы она славится своим уровнем подготовки по английскому языку. Наши ребята всегда побеждают на различных олимпиадах и без проблем поступают в самые разные вузы. Мне кажется, что совершенно неважно, в каком городе ты живешь и учишься, шанс хорошо знать английский есть у каждого, главное – желание и самодисциплина”. Утверждение, конечно, бесспорно. Но, кроме желания и самодисциплины, у Жени Пановой были прекрасные учителя одной из лучших школ Челябинска. Низкий им поклон и благодарность.

“Я училась в школе № 12 подмосковного поселка Чкаловский, – говорит студентка второго курса того же факультета психологии Ульяна Ветрова, – английский у нас был со второго класса. У нас была замечательная учительница – Елена Ивановна Клубникова. Мы занимались по учебникам Хрусталевой, Богродицкой. В 10–11 классах у нас был учебник “Я хочу и буду знать английский”. И мы его действительно знали к концу школы неплохо! Проблем на вступительных экзаменах у меня не было. Да и сейчас на занятиях чувствую себя уверенно”. Мне очень хочется, чтобы Елена Николаевна Клубникова прочитала эти слова, надеюсь, она читает нашу газету.

А вот еще один взгляд на проблему. Слово будущему менеджеру Максиму Данилину: “Когда я поступил в ГУ-ВШЭ, меня поразил тот факт, что практически все студенты совершенно свободно владеют навыками разговорной речи, прекрасно справляются с любым аудированием. Я попал в одну из самых сильных групп и понял, что мой уровень умения выражать свои мысли на английском и воспринимать речь на слух значительно ниже среднестатистического уровня моей группы. Но я не отчаиваюсь, стараюсь, прогресс у меня есть. Но остальные ведь тоже не стоят на месте… В школе мы практически не занимались аудированием, да и говорили мало, немного занимались грамматикой, но явно недостаточно. Может быть это связано с тем, что наша школа (АРГ № 186 г. Алексин Тульской области) готовила к поступлению в технический вуз – Тульский государственный политехнический университет, где знание английского не обязательно. У нас было 8 часов математики и 8 часов физики в неделю. Качество образования по этим предметам действительно было высочайшим, но вот английский… Пришлось заниматься с репетитором. Репетитор у меня был замечательный: Бэлла Михайловна Герсон, она еще мою маму учила. Бэлла Михайловна, по сути дела, с нуля научила меня всему, что я знаю. В итоге – у меня неплохая грамматика, сносная лексика, слабые speaking skills и еще хуже – навыки восприятия речи native speakers. А у нас на занятиях аудирование часто… Поначалу я вообще ничего не понимал, теперь, конечно, лучше. Да и говорить я стал свободнее. Мы на занятиях все время что-нибудь обсуждаем. Но легче, конечно, тем, кто изучал английский с детства и сразу на хорошем уровне”. Ну что же, пожелаем Максиму упорства и терпения. Прекрасно, что в городе Алексине есть замечательные репетиторы, но было бы еще прекраснее, если бы высокий уровень языкового образования можно было бы получить в школе.

Хотя мне кажется, что дело здесь не в географическом положении, а в статусе школы: если школа с углубленным изучением иностранного языка, то независимо от того, в Челябинске она, в Тольятти или в Москве, выпускники такой школы и говорить будут прилично, и на слух речь воспринимать смогут без проблем. Если же профильная ориентация школы иная, то английский – увы… Теоретически считается, что введение ЕГЭ приведет к изменению ситуации и уровень выпускников будет менее разбросанным, ибо всех их будут готовить к одному и тому же экзамену. Но под какую планку будет это выравнивание? Ой, боюсь, не под высокую…

Наталья Федотова