Нестоличное
образование.
Проблемы реальные и вымышленные
Статья опубликована при поддержке Компании "Видэкс". Многолетний опыт работы в сфере поставок интерактивного и видео оборудования позволяет Компании "Видэкс" предоставлять своим клиентам продукцию высочайшего качества. На сайте Компании вы можете легко подобрать и заказать интерактивные доски, проекторы, аксессуары к ним и многое другое. Посетите официальный сайт компании http://vdex.ru и подробно ознакомьтесь с каталогом предоставляемых товаров.
В начале учебного года как-то не
хочется говорить о проблемах наших и тревогах, но
куда же от них денешься? Тем более что почти
половина читательских писем именно проблемам и
посвящена. Вот, например, письмо из Татарстана от
“учительницы с 29-летним стажем из
провинциального райцентра”, как она сама о себе
написала. Письмо подписано, но так неразборчиво,
что воспроизвести имя автора невозможно. “Общеизвестно,
что бытие определяет сознание. Каково бытие в
провинциях – тоже известно. Было в городе одно
крупное предприятие, на котором работало около 10
тыс. человек, и вся жизнь города была связана с
этим заводом. Сейчас на нем около 1 тыс. человек.
Мелкие предприятия в большинстве не работают.
Безработица – страшная вещь. Большинство
учащихся не имеют возможности сами покупать
учебники. А в школьную библиотеку учебники
английского языка не поступали с 1997 года. Ранее
были получены учебники Клементьевой “Happy English –
I” для 5–6 класса, “Happy English – II” для 7–9 класса и
“Reader” для 7–9 класса по 30 штук. По ним и работаем
до 11 класса”.
К письму нашей коллеги из Татарстана
мы еще вернемся, а сейчас мне хочется вспомнить
нашу бурную дискуссию по поводу выбора УМК (№ 15,
17). В свете приведенного письма эта дискуссия
воспринимается просто какой-то злой иронией. Но
дело в том, что, к сожалению, разброс уровня жизни
в нашей стране сейчас неприемлемо велик, а это
порождает и разброс проблем. Этот факт и побудил
нас поднять проблему “нестоличного
образования”. Хоть нам здесь, в Москве, эта
проблема и кажется во многом надуманной, она,
безусловно, существует, а надуманной она кажется,
поскольку мы видим в наших московских вузах
студентов из Красноярска, Казани, Уфы; все они
сдали успешно вступительные экзамены, да и
сессии сдают не хуже своих московских собратьев.
То есть уровень преподавания английского языка в
школах этих (и не только этих) городов не ниже, чем
в Москве. Но это, в основном, крупные города.
Сейчас же речь идет о “провинциальном
райцентре”.
Итак, вернемся к письму, которое мы уже
начали цитировать: “На практике знаю, что во
многих школах района иностранный язык совсем не
преподается или только 1–2 года за весь период
обучения в средней школе. Да его и не хотят учить.
В своем ближайшем окружении учащиеся не видят
возможности применения иностранного языка, и
мотивация обучения остается очень слабой. Даже
учащиеся, имеющие дома компьютеры, говорят, что
обходятся без знания английского языка”.
Здесь мне хочется еще раз приостановить чтение
письма и выразить свое огромное изумление:
компьютер не является стимулом для изучения
английского языка? Да быть такого не может! Нам
здесь в Москве, кажется, что все уже давно поняли,
что английский просто необходим в жизни. Да, есть
проблемы, есть трудности с обеспечением
учебниками, не хватает учителей, но с мотивацией
учащихся-то всё в порядке! Оказывается, нет. Может
быть, письмо это пришло из “нетипичной” школы
“нетипичного” райцентра?
Читаем дальше: “Старшие классы в
большинстве случаев профильные. В нашей школе –
это классы милицейского лицея и МЧС. В них
отбираются учащиеся в первую очередь по
состоянию здоровья. Основные предметы:
физкультура, история, гос. право, русский язык и
литература. Многочисленные примеры
необходи-мости изучения и знания иностранного
языка никакого воздействия на учеников не
оказывают. Большинство наших учеников – юноши. А
изучение языка требует времени, усидчивости,
усилий – это не для них. Они подвижны, спортивны,
хотят ловить все на лету.”
Да, начинать усиленное изучение
английского языка в старших профильных классах,
сформированных из учащихся, пришедших из разных
школ, безусловно, трудно. Особенно при отсутствии
мотивации у учащихся. К тому же, они наверняка
пришли в эти профильные классы с различным
уровнем знаний по английскому языку. Чтобы
избежать этой ситуации, уровень учащихся 8–9
классов должен быть хотя бы примерно одинаковым
и желательно вполне приемлемым для продолжения
обучения в старшей школе. Тогда и с мотивацией
будет лучше. То есть решать проблемы старшей
школы надо на начальном периоде обучения. А в
младших классах мы опять сталкиваемся с
нехваткой учебников, частой сменой учителей, а то
и просто их отсутствием, и по этой причине в школе
просто нет английского целый год, а то и два.
Замкнутый круг? Или мы сгущаем краски? И письмо,
пришедшее к нам, всё-таки “нетипичное”? Коллеги
из провинции, отзовитесь! Напишите нам о своих
проблемах. И о том, как вы их решаете. Поделитесь
опытом. А мы обещаем вернуться к теме
“нестоличного образования”.
Наталья Федотова
|