Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №38/2003
 
TEACHERS FORUM

Нестоличное образование.
Проблемы реальные и вымышленные

Статья опубликована при поддержке Компании "Видэкс". Многолетний опыт работы в сфере поставок интерактивного и видео оборудования позволяет Компании "Видэкс" предоставлять своим клиентам продукцию высочайшего качества. На сайте Компании вы можете легко подобрать и заказать интерактивные доски, проекторы, аксессуары к ним и многое другое. Посетите официальный сайт компании http://vdex.ru и подробно ознакомьтесь с каталогом предоставляемых товаров.

В начале учебного года как-то не хочется говорить о проблемах наших и тревогах, но куда же от них денешься? Тем более что почти половина читательских писем именно проблемам и посвящена. Вот, например, письмо из Татарстана от “учительницы с 29-летним стажем из провинциального райцентра”, как она сама о себе написала. Письмо подписано, но так неразборчиво, что воспроизвести имя автора невозможно. “Общеизвестно, что бытие определяет сознание. Каково бытие в провинциях – тоже известно. Было в городе одно крупное предприятие, на котором работало около 10 тыс. человек, и вся жизнь города была связана с этим заводом. Сейчас на нем около 1 тыс. человек. Мелкие предприятия в большинстве не работают. Безработица – страшная вещь. Большинство учащихся не имеют возможности сами покупать учебники. А в школьную библиотеку учебники английского языка не поступали с 1997 года. Ранее были получены учебники Клементьевой “Happy English – I” для 5–6 класса, “Happy English – II” для 7–9 класса и “Reader” для 7–9 класса по 30 штук. По ним и работаем до 11 класса”.

К письму нашей коллеги из Татарстана мы еще вернемся, а сейчас мне хочется вспомнить нашу бурную дискуссию по поводу выбора УМК (№ 15, 17). В свете приведенного письма эта дискуссия воспринимается просто какой-то злой иронией. Но дело в том, что, к сожалению, разброс уровня жизни в нашей стране сейчас неприемлемо велик, а это порождает и разброс проблем. Этот факт и побудил нас поднять проблему “нестоличного образования”. Хоть нам здесь, в Москве, эта проблема и кажется во многом надуманной, она, безусловно, существует, а надуманной она кажется, поскольку мы видим в наших московских вузах студентов из Красноярска, Казани, Уфы; все они сдали успешно вступительные экзамены, да и сессии сдают не хуже своих московских собратьев. То есть уровень преподавания английского языка в школах этих (и не только этих) городов не ниже, чем в Москве. Но это, в основном, крупные города. Сейчас же речь идет о “провинциальном райцентре”.

Итак, вернемся к письму, которое мы уже начали цитировать: “На практике знаю, что во многих школах района иностранный язык совсем не преподается или только 1–2 года за весь период обучения в средней школе. Да его и не хотят учить. В своем ближайшем окружении учащиеся не видят возможности применения иностранного языка, и мотивация обучения остается очень слабой. Даже учащиеся, имеющие дома компьютеры, говорят, что обходятся без знания английского языка”. Здесь мне хочется еще раз приостановить чтение письма и выразить свое огромное изумление: компьютер не является стимулом для изучения английского языка? Да быть такого не может! Нам здесь в Москве, кажется, что все уже давно поняли, что английский просто необходим в жизни. Да, есть проблемы, есть трудности с обеспечением учебниками, не хватает учителей, но с мотивацией учащихся-то всё в порядке! Оказывается, нет. Может быть, письмо это пришло из “нетипичной” школы “нетипичного” райцентра?

Читаем дальше: “Старшие классы в большинстве случаев профильные. В нашей школе – это классы милицейского лицея и МЧС. В них отбираются учащиеся в первую очередь по состоянию здоровья. Основные предметы: физкультура, история, гос. право, русский язык и литература. Многочисленные примеры необходи-мости изучения и знания иностранного языка никакого воздействия на учеников не оказывают. Большинство наших учеников – юноши. А изучение языка требует времени, усидчивости, усилий – это не для них. Они подвижны, спортивны, хотят ловить все на лету.

Да, начинать усиленное изучение английского языка в старших профильных классах, сформированных из учащихся, пришедших из разных школ, безусловно, трудно. Особенно при отсутствии мотивации у учащихся. К тому же, они наверняка пришли в эти профильные классы с различным уровнем знаний по английскому языку. Чтобы избежать этой ситуации, уровень учащихся 8–9 классов должен быть хотя бы примерно одинаковым и желательно вполне приемлемым для продолжения обучения в старшей школе. Тогда и с мотивацией будет лучше. То есть решать проблемы старшей школы надо на начальном периоде обучения. А в младших классах мы опять сталкиваемся с нехваткой учебников, частой сменой учителей, а то и просто их отсутствием, и по этой причине в школе просто нет английского целый год, а то и два. Замкнутый круг? Или мы сгущаем краски? И письмо, пришедшее к нам, всё-таки “нетипичное”? Коллеги из провинции, отзовитесь! Напишите нам о своих проблемах. И о том, как вы их решаете. Поделитесь опытом. А мы обещаем вернуться к теме “нестоличного образования”.

Наталья Федотова