Разноуровневое обучение:
перспективный подход к изучению английского
языка или очередной тупик?
Тема сегодняшнего обсуждения в
“Учительском форуме” – разноуровневое
обучение – была подсказана нашими читателями.
Рассуждения о необходимости более
дифференцированного подхода к учащимся звучали
во многих письмах.
Мы уже цитировали (обсуждая ЕГЭ),
письмо из Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного
округа от Хащивской Галины Денисовны, учителя
английского языка, отличника просвещения.
Напомним несколько строк из него:
“Мое мнение: каждому ученику – его
доступный уровень (элементарный, средний,
продвинутый), и оценка знаний по его уровню,
независимо – профильный тип обучения или
универсальный. Только тогда ученик, а потом и
студент, сможет подниматься по лестнице
Достижений, добиваться все новых и более высоких
результатов. Я считаю, что успех каждого ребенка
должна отражать уровневая группа на протяжении
всего периода обучения иностранному языку. Для
кого-то наступит радостный момент, когда с
элементарного уровня он дойдет до продвинутого,
а кого-то вполне устроит законченный по всем
параметрам на отлично элементарный уровень на
выходе. Научить всех одинаково невозможно, как и
невозможно из всех сделать Моцартов, но не убить
бы только Моцартов нашими стандартизированными
углубленными требованиями по всем предметам!
Нелегко учить английскому языку детей,
у которых нет необходимых знаний грамматики
родного языка, детей других национальностей, для
которых русский язык, на котором ведется
преподавание в школе, почти иностранный, так как
дома общение ведется на родном языке, ребенок
мыслит тоже на родном языке, непохожем на
русский, а знание русского языка – элементарное.
Эти дети учатся в наших обычных северных (и не
только северных) школах, где контингент жителей
нестабильный, наблюдается приток населения из
горячих точек. По поводу иностранного языка, я
считаю, должен быть свой подход, как во всех
Международных языковых школах, по уровням: от
элементарного до продвинутого. В 10–11-х классах
необходимо как профильное, так и универсальное
уровневое обучение иностранному языку отдельным
курсом, и пусть каждый вуз принимает наших
учеников такими, какие они есть: с элементарной
группой, средней или продвинутой, будь то
профильное или универсальное обучение. Выучить
иностранный язык молодым людям при желании
никогда не поздно, и если вуз заинтересован в
специалистах со знанием языка, пусть предоставит
им возможность заниматься по уровням со своими
профильными требованиями. Возможно, в вузовских
стенах найдутся более квалифицированные
специалисты, более совершенные методики,
оснащение (и это естественно), рассчитанные на
зрелого человека, для которого мотивацией будет
уже тот факт, что он студент престижного вуза, и
вуз создаст реальный стимул, условия и
перспективу”.
Лично мне очень импонируют идеи Галины
Денисовны, и, на мой взгляд, разноуровневый
подход в обучении возможно осуществить
несколькими путями. Путь первый: создание
разноуровневых групп. Причем, если в школе два
или три седьмых и восьмых класса, занятия надо
проводить у них одновременно, составив из
учеников этих классов группы разного уровня.
Знаю, что некоторые школы так и работают. Большая
просьба к тем, кто работает по этой схеме:
напишите нам, пожалуйста, поделитесь опытом.
Второй путь: дифференцированные
задания для разных учеников одной группы на базе
одного и того же материала. Например: при работе с
текстом составляется три типа заданий.
“Главного героя зовут: Вася, Петя, Джон. Ему: 8 лет,
92 года, 34 года”. Это первый тип заданий. Второй
тип: подробно пересказать текст. И третий:
придумать свой вариант окончания рассказа. Всех
учеников оценить потом по пятибалльной системе,
а кому какое задание давать, решать должен
учитель с помощью школьного психолога, которому
давно пора бы превратиться из фигуры чисто
орнаментальной в профессионала, реально
влияющего на образовательный процесс. ( Я
понимаю, что во многих школах нет даже
орнаментального психолога, но помечтать-то
можно?)
Необходимость вовлечения грамотного
школьного психолога в образовательный процесс,
думаю, ни у кого не вызывает сомнений. А вот
целесообразность разноуровневого подхода
вопрос все-таки спорный. Например, мнение
московской учительницы Ольги Геннадиевны
Сигуновой не совпадает с мнением Галины
Денисовны Хащивской:
“Формировать в школе группы для
изучения английского языка, исходя из начального
уровня знаний и способностей ученика, мне не
представляется целесообразным. Это в
значительной степени может облегчить работу
учителя, но не будет способствовать реальному
прогрессу учеников. Да, все они разные, и
способности у них тоже разные, и возможности
далеко не одинаковые (сейчас не редкость
школьники, проучившиеся уже пару лет в Англии), но
если мы их разделим в соответствии с уровнем, то
так называемые “слабые” так “слабыми” и
останутся, ибо заниженная планка еще никогда не
приводила к реальному прогрессу. Другое дело, что
их надо грамотно поощрять и стимулировать
тянуться до уровня “сильных”. Это трудно, но
реально (вот где пригодился бы школьный
психолог). А “сильные” тоже не будут дремать,
видя, как дышат им в затылок вчерашние “слабые”.
На выходе кто-то будет иметь 5, кто-то слабую
“тройку”, но эти оценки будут выставлены исходя
из уровня, заявленного данной школой.
А вот в вузе, действительно, можно и
нужно формировать группы на основе уровня
студентов. Речь идет, естественно, о неязыковых
вузах. Английский язык для выпускников этих
вузов – необходимый вспомогательный инструмент,
без которого в современном мире не обойтись.
Естественно, было бы прекрасно, если бы все
выпускники наших вузов могли без труда составить
доклад по своей специальности на английском
языке и выступить с ним на любой международной
конференции, но надо исходить из реальных
возможностей. И “синица в руках” в данной
ситуации (т.е. умение читать профессиональную
литературу на языке и пусть несколько
косноязычно, но все же объясняться с зарубежными
коллегами) не так уж и плохо. А тем, у кого есть
потенциальная возможность без проблем обсуждать
профессиональные аспекты на международных
конференциях, надо помочь эту возможность не
потерять.
В школе же, на мой взгляд, должен быть
изначально определен некий уровень, на который в
идеале должны выйти все ученики. Естественно,
жизнь отличается от идеала, но если к идеалу не
стремиться, реальный результат не будет
высоким”.
А что думают по этому поводу сами
школьники? Слово одиннадцатиклассникам одной из
московских школ.
Аня Солонина: “Если не разделять
учеников на группы по уровню знаний, то это
хорошая возможность для отстающих догнать своих
одно-классников. Но для тех, у кого уровень самый
высокий, нет возможности развиваться дальше. Но
как-то они ведь этого уровня достигли, значит,
работать умеют, а раз они люди старательные и
ответственные, то и уровень свой не потеряют, и
повысить его смогут”.
Наташа Боронтова: “Бывает, что человек
приходит в новый класс, а там все намного сильнее
его по английскому. Некоторых это разозлит и
заставит вкалывать, чтобы во что бы то ни стало
догнать остальных, а у некоторых руки опустятся,
и они вообще ничего делать не будут. Таким,
конечно, поначалу нужно заниматься либо вообще
индивидуально, либо в группе соответствующего
уровня, чтобы догнать остальных. И заниматься там
надо более интенсивно, иначе не догонишь. Когда
же человек себя почувствует более уверенно,
можно переходить в обычную группу и заниматься
еще какое-то время дополнительно”.
Антон Хомяков: “Для кого-то разделение
групп по уровням необходимо, для кого-то
губительно, но возможность такая должна быть, и
ученик пусть сам решает, что ему нужно”.
К сожалению, я не уверена, что школа
могла бы реализовать все высказанные ребятами
идеи, но сами идеи, безусловно, интересны. Ведь
если уже в начальной школе ребята по разным
причинам могут иметь абсолютно разный уровень
знания английского языка, с этим надо что-то
делать.
А вот постоянный участник нашего
Учительского форума Ирина Валентиновна Косякова
так не считает:
“В первый класс приходят дети, умеющие
бегло читать и с трудом узнающие букву А,
приученные уже целенаправленно заниматься
чем-то определенным и совершенно к этому еще не
готовые. Перечень различий можно продолжить, но
давно уже доказано, что формирование классов по
принципу “сильный” – “слабый”, продвинутый и
не очень, ни к чему хорошему не ведет. Конечно, в
классе, где велик разброс по уровню изначальных
знаний и умений детей, работать сложно, но мы
как-то забываем, что учитель – профессия
творческая, и такая ситуация – прекрасная
возможность свой творческий потенциал
реализовать. И не надо говорить про зарплату. Да,
зарплата, мягко выражаясь, скверная, и многие не
понимают, как за такие деньги мы можем не просто
отрабатывать положенные часы, а подходить к
работе творчески, вкладывать душу и решать
труднорешаемые проблемы. Но раз мы в школу
пришли, значит нам это зачем-то надо.
Разноуровневые группы по английскому языку –
идея не новая, но не думаю, что целесообразная. К
математике тоже у всех разные способности,
иногда даже удивительно, насколько разные, но мы
же не делим класс на разноуровневые
матема-тические группы. Другое дело, что есть
школы с углубленным изучение математики, но
тогда речь идет о разноуровневых школах. И если у
ребенка явная склонность к математике и проблемы
с английским, ему лучше пойти в математическую
школу, а не в школу с углубленным изучением
иностран-ного языка. Вот возможность выбора
школы должна быть предоставлена каждому ребенку.
Даже на Крайнем Севере. Это уже относится к
вопросу защиты прав ребенка. Я понимаю, что пока
это нереально, но мне кажется, что решать
проблему нужно в этом направлении. Т.е. каждая
школа декларирует свой уровень по всем предметам
(стандартный по естественно-научным предметам,
продвинутый по гуманитарным или наоборот,
стандартный по всем предметам плюс углубленное
изучение православия, ислама или кришнаизма и
т.д.). А уже в рамках каждой конкретной школы не
надо никого распределять по уровням.
Естественно, кто-то усвоит материал лучше, кто-то
хуже, но этого, увы, не избежать. Деление же на
разноуровневые группы в начальной и средней
школе может вызвать у “слабых” ощущение
собственной неполноценности, а “сильным” может
дать возможность смотреть на “слабых” свысока.
Это совершенно ни к чему. В старших классах, когда
практически все определились с будущей
профессией, можно вводить дифференцированное
изучение английского языка, но формировать
группы не различного уровня, а различной
направленности: в одной – технический перевод, в
другой – литературный и курс английской
литературы (все это было в наших прежних
спецшколах), в третьей – деловой английский. Все
это плохо вписывается в концепцию грядущего ЕГЭ,
но что туда хорошо вписывается?”
Как ни крути, все наши проблемы связаны
воедино: и наша зарплата, и надвигающийся ЕГЭ, и
проблема выбора учебника, и целесообразность
разноуровневого обучения. Конечно, здесь мы не
решим всех проблем, но если мы будем молчать, все
проблемы точно так и останутся нерешенными.
Поэтому давайте не молчать.
В завершение мне бы хотелось вернуться
к письму, с которого мы начали: думаю, в нем
затронута не только и не столько проблема
разноуровневого обучения, сколько так
называемая проблема нестоличного образования. И
мы приглашаем вас высказаться на тему:
“Нестоличное образование. Проблемы мифические и
реальные”.
Спонсор публикации статьи: школа иностранных языков "Язык", которая предлагает естественно и непринужденно, без утомительной зубрежки учить немецкий, итальянский и английский языки. Последний, безусловно, является одним из самых востребованных к изучению. Курсы английского языка в Донецке предлагают различные варианты обучения английскому языку в зависимости от целей и задач, стоящих перед клиентами школы. Здесь Вам предложат: общий разговорный курс английского для взрослых, английский индивидуально с преподавателем, веселые и познавательные уроки английского для детей, курс делового английского для бизнеса и карьеры, корпоративные занятия английским, разговорный клуб, просмотр и обсуждение фильмов, увлекательные языковые мастер-классы и многое другое. Заходите на сайт yazik.com.ua и выбирайте тот курс, который вам наиболее интересен, полезен или необходим.
Наталья Федотова
|