Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №12/2003
METHODS OF TEACHING

Проектная работа по теме “A Good Life”

Надеюсь, никто не станет спорить, что преподавание иностранного языка в современной школе давно перешагнуло традиционные рамки. Не английский ради английского, а изучение иностранного языка как средства коммуникации, обмена информацией – вот наша цель. Информационное поле учащихся сегодня необычайно широко. Многократно возросла потребность взаимодействия с этим полем. Как неизбежное следствие – возрастает роль иностранного (в частности, английского) языка как прикладной дисциплины в биологии, физике, литературе и т.д.

В связи с этим для нас, преподавателей иностранного языка, открываются новые возможности. Обучая иностранному языку, параллельно давать знания из других наук, всесторонне образовывать учащихся – поистине высокая миссия. Здесь особенно важна личность самого учителя. Мы не скованы рамками одного предмета и можем пригласить учащихся в любое плавание. Когда мы вместе с учащимися в поисках ответов на вопросы получаем новые знания, изучение иностранного языка становится настоящим удовольствием. Задача учителя – соотносить изучаемую тему с индивидуальными особенностями учащихся, с задачами воспитания, образования и развития личности.

Остановлюсь подробнее на конкретном примере: проектная работа по теме “A Good Life” (“Хорошая жизнь”) в 7-м классе общеобразовательной средней школы “Феникс” Северо-Западного округа Москвы. Работа велась в течение трех недель по всем видам речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо – и завершалась уроком-конференцией (2 х 40 мин.), где учащиеся представляли свои мини-проекты, обменивались мнениями по целому ряду вопросов. Напомню, что это был урок английского языка, и общение шло исключительно на английском языке. И это не специально отобранная группа – у нас есть учащиеся, которые изучают англий-ский язык только второй год.

Я не буду здесь останавливаться на аспектах обучения иностранным языкам и видах речевой деятельности – это предмет отдельного разговора. Хочу сделать акцент на содержании материала, на основе которого шло обучение.

Итак, тема “Хорошая жизнь”. Базовым учебным курсом являлся “Cambridge English for Schools – Two”. Однако развитость и определенная взрослость моих учащихся требовали привлечения дополнительных материалов.

Приступая к работе над темой, я попросила учащихся подумать и назвать слова, которые у них ассоциируются со словом “жизнь”, так как само по себе это понятие очень сложное и спектр его синонимов широк. Вот что у нас получилось.

ЖИЗНЬ:

  • Организмы, создания, животный и растительный мир (флора и фауна)

  • Рост, энергия, активность, сердце, дыхание

  • Мир (население планеты), мир (не война), продолжительность существования (жизни), биография (жизнеописание), мемуары

  • Дух, душа, сознание, поведение

Можно было бы дополнить этот перечень, но мы сознательно ограничились основными, на наш взгляд, понятиями. Затем мы сгруппировали эти слова по предметному принципу и получили четыре основные группы слов: экология, здоровье, история, социальная сфера. Каждая из этих категорий является синонимом слова “жизнь”, а так как мы собирались говорить о том, что такое “хорошая жизнь”, я предложила произвести элементарное действие – сложение, прибавив к каждой категории слово “хороший(-ая)” (“good”). Эта, по сути элементарная, игра показала очень важную вещь: то, что раньше принималось как само собой разумеющееся, заставило учащихся задуматься.

Хорошая экология” – сразу вспомнилось, что бывает и плохая (проблемы загрязнения окружающей среды, воздуха и воды, продуктов животного и растительного происхождения, проблемы мутации в природе, проблемы ядерных отходов и т.д.).

Хорошее здоровье” – теснейшим образом связано с экологией; биологический, химический, медицинский аспекты – это и работа внутренних органов, эффективные лекарства и медицинское обслуживание, здоровое питание и образ жизни, полезные и вредные привычки.

Термин “хорошая история”, применительно к жизни одного человека, мы интерпретировали как долгая, счастливая, а в сочетании с термином “социальная сфера” – как социально значимая, состоявшаяся жизнь.

Как видно из этого перечня понятий, любое из них могло бы стать предметом отдельного изучения, но в нашем случае выбор был за учащимися. Вопрос стоял так: “Что значит “хорошая жизнь” для вас?” Каждый из семи членов группы подготовил мини-проект с ответом на этот вопрос. Кто-то ограничился 3–4 пунктами, характеризуя хорошую жизнь в его понимании, у кого-то было значительно больше составляющих (до 11).

Чтобы привести мнения учащихся к одному знаменателю, мы построили график согласно их ответам на во-прос “Что для тебя наиболее важно?” по убывающей шкале: от 5 (очень важно) до 1 (совсем не важно):

– иметь много друзей;
– длинные каникулы;
– занятия вне дома (вне семьи);
– занятия в доме (в семье);
– время у телевизора;
– путешествия;
– интересные книги;
– кружки и занятия после уроков;
– спорт;
– другое.

Все учащиеся отметили, что для них очень важно иметь много друзей; шестеро отметили спорт как очень важную составляющую их жизни; пять учащихся назвали путешествия; четверо – длинные каникулы, занятия вне дома (вне семьи), время у телевизора; двое считают, что очень важными являются занятия после уроков в школе; и лишь один ученик сказал, что для него наиболее важны занятия дома (в семье) и чтение хороших книг. Есть над чем задуматься нам, взрослым, не правда ли?

Поскольку учащиеся почти единогласно признали основными приоритетами друзей и спорт, то дальнейшая работа строилась с учетом их выбора, тем более что эти две составляющие тесно связаны между собой. К обсуждению я предложила вопросы:

– Где мы можем заниматься тем или иным видом спорта?
– В каких видах спорта используются специальные спортивные снаряды и снаряжение?
– Что такое аэробические и анаэробические упражнения? Какие виды спорта относятся к той и другой категории?
– Почему аэробические виды спорта полезнее для здоровья? (Учащиеся изучили схему кислородного обмена в организме, работу органов дыхания и сердца, движение крови.)
– Наиболее рискованные виды спорта, проблемы травматизма.
– Командные и одиночные виды спорта, летние и зимние, водные и т.д.
– Виды спорта, которыми можно заниматься в зрелом возрасте и даже в старости. (Вспомнили бег трусцой, бильярд, рыбную ловлю, охоту и набирающие популярность боулинг и гольф.)

Затем каждый подготовил свой файл “Спорт и я”. Здесь группа уже не была так единогласна: она разделилась на любителей командных и одиночных видов спорта. Многие впервые узнали, что в нашей группе есть призер Москвы 2001 года среди юниоров в велосипедных гонках на 10 км. Он из скромности раньше молчал. Трое учащихся отдали предпочтение футболу, причем один из них отметил также верховую езду и сноубординг, а другой – шахматы и верховую езду. Еще одна ученица с детства занимается теннисом. Две ученицы выбрали баскетбол, одна из них признала себя лишь болельщицей. (Вот еще один воспитательный аспект этой темы: не обязательно участвовать, важно соучастие, сочувствие, сопереживание, поддержка.)

Говорили мы и о здоровом питании как неотъемлемом аспекте физического здоровья, и о семи важных составляющих здоровой пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, клетчатка, вода), и в каких продуктах что содержится, и о феномене ресторанов “Fast Food” типа “Макдональдс”, пиццерии и суши-баров. Не обошли вниманием и традиционную английскую овсянку по утрам. И что интересно: перед разговором о здоровой пище я просила учащихся назвать несколько любимых ими блюд. Подавляющее большинство объявили таковыми гамбургеры, чизбургеры, хотдоги и пр. Когда же в завершение этой темы я попросила составить “завтрак для чемпиона”, никто даже не вспомнил меню “Макдональдса”. Значит, в их сознании произошел какой-то поворот.

В рамках той же проектной работы было задание подобрать и прокомментировать поговорку или пословицу по теме. По-разному отнеслись ребята к выполнению этого задания: кто-то по-академически серьезно, кто-то с юмором. Повторюсь, что речь идет об уроках английского языка и об английских пословицах и поговорках. Однако, давая свое объяснение, нужно было найти ее русский аналог, а здесь уже потребовались и знания из области литературы, и эрудиция. Как пример могу привести: “В здоровом теле – здоровый дух”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, “Веселье – лучшее лекарство”, “Рано в кровать – рано вставать”.

Все мы понимаем, что убедительнее всего наглядные, живые примеры. Я дала учащимся для прослушивания запись интервью с одной выдающейся актрисой – Маргарет Уотерфорд, которой на момент записи было 85 лет, и она снималась в своем 57-м фильме. На вопрос о том, как ей удается сохранять такую бодрость и молодость в свои годы, она просто ответила (перевод с английского): “Я все время в работе. Я постоянно занята. Молодые люди сегодня проводят много времени перед телевизорами и компьютерами. Они не так активны, как когда-то мы. Еще я всегда выпиваю стакан горячего молока на ночь. Я люблю также чай и всегда выпиваю чашку чая, когда прихожу домой. Конечно, у меня бывают эти обычные болезни и недомогания, но я никогда не останавливаюсь перед ними. Я никогда не перестану работать!”

Вот такой секрет!

Еще один аспект хотелось бы отметить, говоря на такую серьезную тему, как “Хорошая жизнь”. В нашей школе учатся дети состоятельных родителей, и вряд ли кто-то из них испытывал когда-либо нужду в деньгах. Но ни один не написал в своем проекте, что “хорошая жизнь” – это когда много денег. Я сознательно решила обострить этот вопрос, но поставила его так: “Всегда ли богатые и знаменитые счастливы?” Первой спонтанной реакцией учащихся был дружный ответ “Да!”. Тогда мы вместе стали вспоминать некоторые трагические судьбы. И выяснилось, что на фоне, казалось бы, полного благополучия кто-то стремится убежать от реальности, заглушая сознание алкоголем или наркотиками. Почему? Но это уже тема отдельного серьезного разговора.

Основным итогом проделанной работы (помимо знаний из области английского языка) явилось понимание и оценка учащимися того, что такое “хорошая жизнь” и какой она должна быть.

Я полагаю, мы обсудили много полезных и важных вопросов (об этом свидетельствует тот энтузиазм, с которым учащиеся брались за дело). И надеюсь, еще много интересной работы у нас впереди.

Людмила Лебедева,
школа “Феникс”