Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №9/2003
MECHODS OF TEACHING

Современные подходы к исправлению ошибок письменной речи при изучении иностранного языка

Современные исследователи в области методики преподавания, затрагивая проблему результативности обучения, подчеркивают важность качества полученных знаний. Говоря о качестве овладения иностранным языком, нельзя недооценивать такую важную составляющую, как грамотность письменной речи учащихся.
В одном из номеров (№45 за декабрь, 2002) мы рассматривали причины возникновения ошибок в устной речи и методы их исправления. Тогда мы остановились на следующей классификации:

Многие положения, которые предлагались для коррекции устной речи, верны и для письменной:

– исправления должны помочь учащимся правильно выражать свои мысли;
– работа над ошибками поможет избежать их повторения.

Ведь очень грустно получать работу с кучей преподавательских пометок на полях. Поэтому учащиеся просто смотрят на оценку и откладывают работу в сторону или попросту выбрасывают в корзину для мусора. Этих ситуаций можно попробовать избежать.

Slips and self-correction

Если учащийся правильно понял суть задания, то преподаватель должен отметить более мелкие ошибки.

It is interesting to see how she knit.

Если же допущена ошибка по сути задания, то нужно сосредоточить внимание только на ней.

It is interesting to see that how she knit.

Обратите внимание, что здесь важно только указать на ошибку и тем самым дать возможность учащемуся самому исправить её, полагая, что это slip.

Errors and peer correction

Наиболее простой способ коррекции – это поступать так же, как и при self-correction, но объединить учащихся в группы или пары.

Положительные стороны метода:

– учащиеся учатся друг у друга, когда работают вместе;
– взаимопомощь способствует выявлению своих собственных ошибок.

Две головы лучше, чем одна!

Если же учащиеся сами не понимают, как исправить ошибку, то они обращаются к вам за помощью – teacher correction (attempts). Вы можете намекнуть или классифицировать ошибку, дать время подумать ещё. Но если учащиеся всё же не справятся, вы даёте правильный ответ.

Дополнительные методы

Другой способ организации работы – это создание “correction groups”.

1) Разделите класс на несколько групп. Каждая по очереди будет выступать в роли “correction group” на занятиях;

2) Пока класс выполняет очередное письменное задание, этой группе даются уже проверенные, но не исправленные преподавателем работы (места с ошибками подчёркнуты).

3) Каждый член группы, взяв ту или иную работу, пытается исправить ошибки, определив их тип, и даёт правильный вариант.

4) В конце урока “correction group” раздаёт работы и на доске объясняет ошибки.

5) Преподаватель оценивает работу группы.

Игровой способ работы – correction competition:

– вынести на доску, например, 10 предложений, 8 из которых содержат ошибку;
– разделить класс на группы по 4 человека;
– дать время группам подготовиться;
– учитель вызывает одну из групп и просит указать на ошибку(и) в предложении;
– учащиеся должны указать на ошибку и предложить возможные варианты её исправления, за каждый верный ответ группа получает очко;
– другие группы могут оспорить решение и заработать очко;
– исправления выносятся на доску;
– в конце подсчитать очки.

Rewriting

Если от выполнения упражнений вы переходите к написанию работ на свободные (заданные) темы, то нужно учесть: хочешь написать что-либо хорошо – напиши это несколько раз, стараясь улучшить конечный результат. Для этого необходимо:

– предлагать интересные темы, тем самым создавая мотивацию для написания работы;
– учащиеся должны привыкнуть, что написанное первый раз – это «проба пера»;
– критически прочитать написанное, обращая внимание на:

а) соответствие написанного заданию

a composition
an article
a report
a story
a formal letter
an informal letter;

б) стиль и организацию текста;
в) орфографию и пунктуацию;
г) использование разнообразной лексики и грамматических структур.

Наиболее успешным здесь будет следующий вид выполнения работы: разделите лист на две части, где первая попытка – слева, вторая – справа. Это даст возможность учащимся и преподавателю сравнить варианты.

Обозначение ошибок на полях при письме

Предлагаю вашему вниманию наиболее полный перечень помечаемых преподавателем ошибок, которые сведены в таблицу. Её можно использовать как раздаточный материал для учащихся, чтобы они могли верно выполнять работу над ошибками. Но на первом занятии необходимо разобрать её в классе.

В качестве тренировочного упражнения на определение типа ошибки можно рассмотреть следующую работу. Она взята из моей практики и стала одним из ярких примеров того, какие ошибки и в каком количестве допускаются при выполнении задания. Этот вид деятельности может стать и игрой – разбейте класс на группы; победителем станет та, которая найдёт больше ошибок или сделает это быстрее. Кто-то может искать только грамматические ошибки, кто-то – только орфографические и т.д.

Задание. Написать эссе на тему “Friends and Friendship”

Frendship is a moust imoprtant of all things in my life. I have one best frend and sveral good frends. My best frend is my girlfrend. I known her since 2000 year. It is the moust clossest person on the earth to me after my perents. I really love her, but there are times when I want to kill her, but I always trying to relax if something going wrong. I see her every day, sometimes we going to the pub or meet with our frends. I always trying to give her advices so as she to me. If I have some trubles I will ask for her advices in everything. I can say she is my second piece. We always trying to live in paece. But also I have another frends, but theire not best becouse I can’t have any bisness with them. They are not true frends, they are fallse frends. So I never give them money becouse I not quiet sure will they return them to me. Frendship is very difficult thing becouse very offten you frends can put on a mask on their face. And when the danger come and you offer their help, they send you away telling that they haven’t time to speak or somthing ethere.

Key (в скобках указан тип ошибки):

Frendship (sp) is a moust imoprtant (art./sp/sp) of all things in my life. I have one best frend and sveral good frends (sp/sp/sp). My best frend is my girlfrend (sp/sp). I known (T) her since 2000 year. It is the moust clossest (sp/sp) person on the earth (sp) to me (wo) after my perents (sp). I really love her, but there are times when I want to kill her, but I always trying (T) to relax if somthing (sp) going (om/^) wrong. I see her every day (P) sometimes we going (T) to the pub or meet with our frends (sp). I always trying (T) to give her advices (ww) so as she to me (wp). If I have some trubles (sp) I will ask for her advices (ww) in everything. I can say she is my second piece (ww). We always trying (T) to live in paece (sp). But also I have another frends (wo/agr./sp), but theire not (wp) best becouse (sp) I can’t have any bisness (sp) with them. They are not true frends (sp), they are fallse frends (sp/log./rep.). So I never give them money (?) becouse (sp) I not quiet (om/^,sp) sure will they (Gr) return them (agr.) to me. (//) Frendship (sp) is very (art.) difficult thing becouse (sp) very offten you frends (sp/ww/sp) can put on a mask on their face. And when the danger come (agr.) and you offer (ww) their help, they send you away telling (ww) that they haven’t time to speak or somthing (sp) ethere (?).

С.Г. Меркулова,
преподаватель кафедры английской
филологии и методики, МГПИ, Москва