Letters to the Editor
Уважаемые коллеги!
С огромным интересом прочитала проект
аттестации преподавателей иностранного языка,
“English” No. 4, 2002. Проблема аттестации
действительно актуальна, и существующая система
аттестации действительно несовершенна, а, может
быть, просто устарела, поэтому попытки её
реформирования необходимы и своевременны.
Правда, если, читая представленный проект
помнить о мизерной зарплате учителей, растёт
чувство протеста, ибо исходя из заявленных
требований, претендовать на высшую категорию
могут очень немногие учителя, а не платить
учителям возможный максимум (который объективно
не так уж и велик) по-моему, просто грешно. Но если
посмотреть в будущее оптимистично и
предположить, что учительская зарплата будет
совместима с жизнью, то представленный проект
читается совершенно по-другому и вызывает
большой интерес, хотя, на мой взгляд, не избавляет
нас от основного недостатка существующей
системы: главенствующей роли субъективного
фактора. По представленному проекту (как и
сейчас) всё в руках методиста. Ибо именно они (как
я поняла из проекта) будут посещать уроки и
анализировать их, знакомиться с тетрадями
учеников и делать на основе этого свои выводы,
оценивать представленный учителем анализ УМК, а
также беседовать с учителем на профессиональные
темы на родном или иностранном языке. А методисты
– живые люди, зачастую, бывшие учителя. Причем не
всегда высшей категории. Сколько из них смогут,
посетив открытый урок претендента на разряд,
объективно и грамотно определить соответствует
ли уровень его языковой компетенции пороговому
продвинутому, высокому или свободному уровню
владения иностранным языком? И каким уровнем
собственной речевой компетенции должен обладать
методист, чтобы, посетив урок, определить не
испытывает претендент трудностей в любом виде
речевой деятельности или не испытывает вообще
трудностей ни в устной, ни в письменной речи? Да и
все ли методисты пойдут на урок? Ведь даже в
заявлении на категорию мы пишем, что аттестацию
готовы пройти либо в виде открытого урока, либо
собеседования. А так как методисты получают
деньги за каждого аттестованного, то выгодно
аттестовать побольше, так почему бы не
пригласить на собеседование сразу несколько
человек? Тем более, если многие из них лично
знакомы, а с некоторыми часто встречались,
особенно перед праздниками. Ведь до сих пор еще
существует в некоторых округах традиция
одаривать начальство подарками на праздники. Да
и на аттестацию отдельные несознательные
учителя могут (страшно сказать!) прийти с
подарками, а отдельные несознательные методисты
могут эти подарки принять. Случай, конечно, не
типичный, но…
Сейчас идет подготовка к переходу от
выпускных и вступительных экзаменов к ЕГЭ, по
всей стране оборудуются компьютерные центры для
сдачи этих экзаменов. Сдаваться эти экзамены
будут в июне – июле. Почему бы не использовать их
в течение всего учебного года для аттестации
учителей? Разработать компьютерные тесты для
определения речевой компетенции, а также
компетенции социо-культурной не так уж трудно.
Вполне можно оценить умение в обеспечение
контроля и оценивания через грамотно
составленные тесты, а с личностными
характеристиками, т.е. с наличием или отсутствием
таких качеств, как наблюдательность,
толерантность, креативность, психологическая
стабильность можно разобраться с помощью
психологических тестов. Причем, получив
результаты этого тестирования, учитель сам может
решить на какую категорию он может претендовать:
первую или высшую. Или пока ещё надо поработать
над собой. Имея же на руках хорошие результаты
психологического тестирования и тестирования
уровня профессиональной компетенции, представив
свои рецензии учебно-методической литературы,
публикации (для высшей категории), учитель
приглашает на свой урок методиста, который пишет
анализ этого урока. И только после этого все
документы направляются в Аттестационный Совет,
(состав которого если и не меняется ежегодно, то
подвергается ротации). И хорошо бы
рассматривались они анонимно, т. е. не
подписанные, а обозначенные шифром. Всё это
сложно и не нужно? Ну тогда может вообще ничего не
нужно менять?
Наталья ФЕДОТОВА
|