Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №9/2002
FOR YOUNG READERS

ВОЛШЕБНАЯ ГРАММАТИКА

Я работаю учителем английского языка в школе № 314 г. Москвы. В нашей школе английский язык преподается с первого класса, и я столкнулась с трудностью объяснения некоторых грамматических аспектов английского языка ребятам 6–7-ми лет. Как объяснить первоклассникам спряжение английского глагола “to be”, если они не знают, что такое спряжение? Как употребить вспомогательные глаголы “do” и “does”, если таких понятий нет в русском языке? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что прием грамматической сказки – наиболее подходящий способ объяснения ученикам младшего возраста английской грамматики. Этот прием я успешно использую в своей практике.
В самом начале работы оформляется стенд. На нем расположены три домика, в которых живут местоимения. В первом домике – “I”, во втором домике – “he, she, it”, в третьем домике – “we, you, they”. И домики, и персонажи, живущие в них, можно оформить в стиле мультфильмов У. Диснея. Заранее нужно приготовить картинки, на которых изображены герои мультфильмов, обозначающие глаголы “be”, “am”, “is”, “are”. И можно начинать рассказывать сказку.
Рассказывать нужно эмоционально, вовлекая ребят в процесс создания сказки.

Спонсор публикации статьи: интернет проект "EnGramm.su". Этот сайт предназначен как для тех, кто только начинает знакомиться с английским языком, так и для тех, кто хочет довести уровень своего владения английским до совершенства. Вы только вчера решили, что будете изучать английский, и Вам предстоит освоить его "с нуля"? Тогда этот виртуальный учебник постепенно, шаг за шагом, начнет открывать Вам все тайны грамматики английского языка. Вы уже довольно "продвинутый пользователь" в английском, но сложности все же возникают? Заходите на сайт по адресу: http://engramm.su/ и откройте именно тот раздел учебника, который поможет разобраться в возникших трудностях. Сложности будет легко устранить, разобрав проблемные места на множество примеров, приведенных на страницах самоучителя. Не бойтесь самостоятельно учить английский язык, заинтересуйтесь им, превратите процесс изучения в удовольствие, а портал "EnGramm.su" Вам обязательно в этом поможет.

СКАЗКА

В некотором царстве был маленький городок с тремя домами, в которых жили очень интересные обитатели. В первом доме жил I, очень эгоистичный и заносчивый: он писал свое имя только с большой буквы, ни с кем не дружил и жил один. В соседнем домике поселились два верных друга: he и she, у которых была любимая игрушка it. В третьем домике жили we, you, they. Управляла городом мудрая волшебница Грамматика.
Однажды в город пришел глагол be. Он никого здесь не знал и хотел подружиться с жителями. Он постучался в домик, где жил I и очень вежливо сказал: “Здравствуйте, меня зовут be, давайте дружить!” Но I ответил: “Уходи, ты мне не нравишься!” Be очень огорчился и ушел. Так же нелюбезно приняли его и в двух других домиках. Be не знал, что делать, ему было так одиноко! В слезах он пришел к волшебнице Грамматике и рассказал ей о своей беде. Она его выслушала и решила помочь. Она сказала: “Мне очень жаль, что мои подданные так с тобой обошлись. Давай мы их немножко обманем. Видишь, в углу стоит сундук. В нем маски и разная одежда. Переоденься!” Be переоделся и стал глаголом am. В таком виде он пришел к I и был с радостью им принят. Подобным образом он переодевался еще два раза, становился глаголами is и are и подружился со всеми обитателями города.

Этой сказкой я дала понять ребятам, что глаголы am, is, are – это все тот же глагол be, только “переодетый”.
Подобным образом можно объяснить спряжение глагола have.
При изучении вопросительной и отрицательной формы знакомых глаголов я говорю, что am, is, are, have, has – такие сильные, что умеют делать все сами: в вопросах становятся на первое место или после вопросительного слова, а в отрицаниях частичка not становится непосредственно после них.
Когда начинается изучение глаголов, требующих вспомогательных глаголов do, does в вопросительных и отрицательных предложениях, сказку можно продолжить.

На стенде перед каждым домиком прикрепляется изображение машины, где написано: do (перед домиками с I, we, you, they) и does (перед домиком с he, she, it).
На стенд также прикрепляются картинки, обозначающие глаголы типа want, like, love. Я объясняю ученикам, что эти глаголы – слабые и не умеют сами образовать вопросы и отрицания. Они нуждаются в помощниках. Машины do и does помогут им, но так как does – более комфортабельный автомобиль, он берет плату за услуги – окончание s.
Сказку можно продолжать, вводя новые персонажи, обозначающие различные грамматические категории.
Практика показала, что этот прием помогает детям понять сложный грамматический материал, если при объяснении учитель использует доступные для детей образы, доступными для них. Надеюсь, что мой опыт поможет другим учителям и снимет некоторые сложные моменты в процессе преподавания английского языка младшим школьникам.

By Tamara Bobrova, Moscow