Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №6/2002
METHODS OF TEACHING

Приобщение детей младшего школьного возраста к культуре и традициям другого народа через интеграцию английского языка, музыки и литературы

Статья опубликована при поддержке Аметист строй. Мрамор гранит , оникс, акриловый камень и многие другие материалы для строительства и декора, всё это вы с легкостью найдете в строительной компании Аметист Строй. Специалисты компании имеют многолетний опыт работы по изготовлению изделий из мрамора, гранита и выполнению художественной ковки. Посетите официальный сайт компании www.AmetistStroy.ru/ и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

Одним из важнейших направлений экспериментальной работы УВК по языковому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста является интеграция иностранного языка с другими предметами, направленная на эстетическое развитие детей. Что дает учащимся такая интеграция?
Во-первых, готовя спектакли, музыкальные праздники, «Дни поэзии» на английском языке, дети имеют возможность общаться на иностранном языке не только в знакомой ситуации урока, но и в других ситуациях.
Во-вторых, подготовка к празднику и сам праздник создают положительный эмоциональный настрой у учащихся, позволяют использовать полученные на уроках иностранного языка знания и умения. Таким образом повышается мотивация к изучению английского языка, что является существенным фактором обучения младших школьников. Эти праздники построены так, чтобы каждый, даже самый неуверенный в своих знаниях ребенок, мог выступить и почувствовать свою важность и значимость.
В-третьих, интегративный принцип изучения иностранного языка позволяет учащимся развиваться в социокультурной среде, приобщаться к культуре другого народа, познакомиться с его традициями и обычаями. Подготовка к празднику осуществляется как проект: изготовление костюмов и декораций, оформление афиши, пригласительных билетов и программок, украшение зала и т.д. Причем, в этой работе присутствует страноведческий аспект: оформление приглашений по всем правилам английского этикета, изготовление костюмов, разучивание песен сопровождается знакомством с творчеством английских и американских композиторов.
Таким образом, ребята как бы проживают все события, разворачивающиеся на празднике, и получают большое удовлетворение от сделанного, что, безусловно, находит отражение в повышении интереса школьников к английскому языку.
Один из любимых праздников детей в нашей школе – “День Святого Валентина”, который мы отмечаем ежегодно 14 февраля.

Ход праздника

Зал оформлен празднично, на стенах висят сердечки, воздушные шары.
Дети входят в зал под музыку.

Ведущий: Вы любите праздники? И я люблю, особенно старинные. А сколько старинных праздников мы забыли! Каждый из них имел свой обычай. Праздник “День Святого Валентина” пришел к нам из Европы, где его празднуют с большим удовольствием. Вы спросите, кто же такой Валентин? Существует много красивых легенд и версий. Вот послушайте одну из них. В дни, когда молодой христианин – врач по имени Валентин – попал в тюрьму, римский календарь отсчитывал последние дни уходящего года. По римскому календарю именно в середине февраля отмечали Новый год. А Валентин в это время ел тюремные лепешки, молился и знал, что настоящей весны он уже не увидит. Его тюремный надзиратель был суров и ненавидел христиан. Однажды он перехватил несколько записочек, адресованных Валентину, которые бросали ему ребятишки, стоявшие под окном его камеры. В записочках была всякая всячина: поздравления с праздником, приветы и пожелания от знавших его горожан.
Надзиратель прогнал детей и задумался. Его любимая дочь была слепа. А кому нужна слепая невеста? Тюремщик привел дочь к заключенному врачу, не ведая, что горе слепой девушки обернется горем влюбленной. Произошло чудо: Валентин вернул ей зрение, и она полюбила его.
Вскоре его казнили. От их любви осталось одно свидетельство, небольшое письмо, которое сочинил молодой человек для нее, скромно подписав в конце: “Ваш Валентин”.
Вот такая не очень веселая история.
День Св. Валентина для того и существует, чтобы люди вспоминали о том, что друг к другу надо относится бережно, с любовью.
И в этот день можно встать и услышать такие слова:

С добрым утром, Валентин!
Поздравляю Вас – один.
Два – меня Вы поздравляйте,
Валентинку мне давайте!

Дети читают стихотворения на английском языке.
Ведущий: А сейчас вы увидите, как в английской игре маленькая девочка ищет себе Друга.
Танцуют учащиеся 2-го класса.
Ведущий: В этой игре девочку зовут Салли. А вы знаете, сколько еще есть прекрасных имен? Шейла, Сильвия, Стелла.
Стихотворение английской поэтессы Элеоноры Фарджейн “Имена” читают учащиеся 1-го класса.
Дети: Как славно девочек зовут!

Вот Шейла – шелковый лоскут,
И Сильвия – листва лесная,
И Стелла – звездочка ночная...

Ведущий: 14 февраля влюбленные спешат сделать друг другу подарки, обменяться поцелуями и открытками в форме сердечек, на которых пишут лирические стихотворения.
Если это праздник всех влюбленных, конечно, вы догадываетесь, какие слова являются главными?
Дети: Я люблю.
Ведущий: А подарить эту открытку можно со словами А. Барто.
Стихотворение А. Барто читает ученица 2-го класса.

Дарю тебе сердце на листике белом,
Дарю тебе сердце, – что хочешь с ним делай.
Гуляй, где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце останется чистым.

Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру “Ласковое слово и кошке приятно”. Вы говорите самые приятные, нежные слова, которые можно сказать в этот день.
Игра продолжается в течение 3 минут. Кто скажет последнее слово, тот становится победителем. Победителю вручается приз.
Ведущий: Дети первого класса приглашают нас на песню-игру.
Учащиеся 1-го класса исполняют песню-игру.
Ведущий: Красная роза – это эмблема влюбленных, согласно античной легенде о богине любви и красоты Афродите.
Спеша к Адонису, своему возлюбленному, она наступила на куст белых роз, уколола ногу о шипы, и ее божественная кровь окрасила их в алый цвет.
Подарки стали заменять букетами. Обычай преподнесения в праздник Св. Валентина букета с особым посланием был заимствован англичанами у французов. Полагают, что начало традиции дарить розы положил Людовик XVI, подаривший в тот день Марии Антуанетте красные розы.
В Англии есть традиция дарить в этот день анютины глазки. Влюбленные посылают цветы, чтобы рассказать о чувствах, которые скрывались целый год. Теперь даже девушки решаются открыть свое сердце тому, кого до сих пор любили в тайне. Иногда дарят просто засушенный цветок с именем. В этот день пишут больше всего объяснений в любви. Праздник Св. Валентина невозможно представить без музыки, песен.
В стихотворении английского писателя Джона Чиарди муравей не хотел слушать песни, и вот что из этого получилось...
Инсценировка стихотворения Джона Чиарди “Джон Джей, Пленти Муравей”, учащимися 2-го класса.
Учащиеся 2-го класса танцуют ковбойский танец “Кантри”.
Ведущий: Есть еще английская версия возникновения праздника.
Существует древнее английское поверье, что 14 февраля, когда в природе происходит поворот к весне, у птиц начинается брачный период, они делятся на пары – вот так открывается сезон любви.
А в стихотворении Эдварда Лира “Сова и Кот” сова влюбилась в кота.
Стихотворение Эдварда Лира “Сова и Кот” читают ученики 1-го класса.
Ведущий: На празднике сегодня нам предстоит выбрать Валентина и Валентину.
Всем детям раздаётся по одной валентинке, где изображены различные рисунки. Если на валентинке изображено сердечко, то ребенок приглашается на сцену. Таким образом, выбираются 3 мальчика и 3 девочки. Затем им задаются вопросы, а их ответы оцениваются всеми детьми. Для этого у каждого из присутствующих должно быть по 3 разноцветных сердечка: красное – ответ понравился; зеленое – ответ понравился наполовину; синее – ответ не понравился.
Ведущий: Вопросы для мальчиков:

1. Ты узнал, что твой друг влюбился в девочку, которая давно тебе нравится. Твое отношение к этому:

а) ну, влюбился и влюбился, пусть гуляют вместе;
б) нет, я ни за что не позволю, чтоб он был ее другом;
в) сделаю так, чтобы она не обращала на него внимания. Ну и что, что поссорюсь с другом, зато девочка будет рядом со мной.

2. Однажды к тебе домой прибежала твоя соседка Ира и попросила о помощи. Дело в том, что мальчишки во дворе забрали у нее портфель и закинули его на крышу высокого гаража. Что ты сделаешь:

а) скажу, чтобы она обратилась к своим родителям, потому что мне надо делать уроки;
б) сразу брошу свои дела, побегу к мальчишкам, заставлю их извиниться перед Ирой и достать ее портфель;
в) Ну, хорошо, я схожу за портфелем, но за это попрошу шоколадку.

3. Однажды мама купила тебе заводную игрушку, она тебе очень нравилась, ты не хотел с ней расстаться и принес ее в школу. И вот игрушку взяла девочка и сломала ее. Как ты поступишь:

а) ты скажешь ее маме, чтобы она купила такую же игрушку;
б) ты возьмешь игрушку и постараешься ее починить, а если не получится, то попробуешь объяснить эту ситуацию родителям;
в) ты ничего не скажешь, просто будешь ждать случая, чтобы отомстить ей.

Вопросы для девочек:

1. Мальчик из класса пригласил тебя к себе на день рождения. Ты долго готовилась к этому дню, надела самое красивое платье. После поздравления вы сели за праздничный стол. Вдруг сидевший рядом сосед нечаянно дернул скатерть, и на твое платье прилился вишневый компот. Что ты сделаешь:

а) очень расстроишься и скажешь: “Вечно мне не везет” – и постараешься уйти с праздника;
б) ты будешь веселой, постараешься не портить настроения имениннику и пробудешь на празднике до конца;
в) ты постараешься показать этому мальчику, что он совершенно не умеет вести себя в обществе, поэтому ему надо сидеть дома. А потом, успокоившись, продолжишь праздник.

2. На день рождения ты пригласила мальчика, который давно тебе нравится. Все ребята подарили дорогие, красивые подарки, а этот мальчик принес нарисованное на белом листике красивое сердечко. И все! Твоя реакция:

а) скажешь: “Большое спасибо, но оно мне не нужно”;
б) скажешь, что сердечек подарили тебе около 20 штук, а вот куклу Барби никто не дарит;
в) так обрадуешься его подарку, что даже ничего не сможешь сказать. Главное – не подарок, главное – внимание.

3. В твоем классе есть мальчик, который тебе очень нравится. Однажды он заболел и позвонил тебе домой. В это время по телевизору шёл твой любимый фильм, и тебе – не до разговоров. А ведь он тебе нравится. Как поступить:

а) скажешь: “Перезвони позднее”;
б) бросишь смотреть телевизор и два часа проболтаешь;
в) скажешь, что ошибся номером, а если позвонит снова, не возьмёшь трубку.

Наконец наступил самый волнующий момент: сейчас мы узнаем, кто будет Валентином и Валентиной.
Предлагается две корзины, в которых лежат 6 половинок “разбитых сердец”, но только одна половинка имеет свою пару.
Ведущий: А теперь Валентин и Валентина приглашают ребят на шуточный танец.
Исполняется английский танец-игра “Танец с веником”.
Валентин и Валентина поздравляют всех с замечательным Днем и приглашают на чаепитие.

ПАВЛЕНКО И.Н.,
зам. директора учебно-воспитательного комплекса № 1633;
ПОПОВИЦКАЯ Н.В.,
педагог по художественному чтению;
БУХВАЛОВА Т.В.,
учитель музыки