Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №23/2001

Атрибуция

Лия Певзнер

Рисует Пушкин

Портрет А.Х.Востокова. 1828

Историк изобразительного искусства, профессиональный график А.А.Сидоров в 1950-х годах писал: “Рисунки Пушкина в художественном отношении заслуживают рассмотрения... в истории рисунка. Они – не иллюстрация и не дополнение к его литературному творчеству; это – другая творческая форма восприятия и выражения мира”. Глазом графика А.Сидоров первый из искусствоведов и пушкинистов увидел и оценил не только иконографическое содержание, но и эстетическую ценность графики Пушкина. Среди огромной массы этих портретов лиц, с которыми жизнь сталкивала Пушкина, многие узнаны, иные определены предположительно, но еще сотни остаются “неизвестными”. Все портретные рисунки – профильные, а портреты современников поэта первой половины XIX века выполнены в абсолютном большинстве в фас или в 3/4 и согласно эстетическим критериям романтической эпохи в той или иной степени идеализировали модель, которая и сама желала видеть себя в выгодном свете. В этом заключена трудность или даже зачастую невозможность определить имя изображенного. Кроме того, многие “модели” рисунков сами свои портреты не заказывали.

Неизвестный художник. Миниатюрный портрет А.Х.Востокова. 1800-е. Рисунки Пушкина обнаруживают тонкое, интуитивно присущее ему чувство специфики художественного языка графики, а феномен заключается в том, что он был не профессиональным, а прирожденным художником. Неакадемический, артистически свободный характер рисунка Пушкина, имея вид наброска, только кажется таковым. Это стиль Пушкина-рисовальщика, его быстрый карандаш. В действительности эти наброски с самого начала мыслились им образно законченными портретами. В них выражены метко и лаконично самые характерные индивидуальные черты лица и его, авторское, отношение к изображенному человеку. Есть и еще одна особенность Пушкина-портретиста – феноменальная зрительная память: он рисовал всегда по памяти, подчас даже на расстоянии большого отрезка времени.

Пушкин рисует как график: линия и штрих различного нажима; черное пятно на белом поле бумаги; постановка зрачка и рисунок разреза глаз; линия смыкания губ, рельеф лица, абрис головы в целом.

А.Пушкин. Портрет Дениса Давыдова. 1825. Чернила. В черновиках “Евгения Онегина”Графика Пушкина в рукописях – своеобразный дневник его личной, душевной и творческой жизни, как отметил А.Эфрос; в этих образах – особая запись мыслей, чувств, интересов. Из “моря лиц”, разлившегося по черновым рукописям, т.е. рисованных для себя, образовалась целая галерея современников Пушкина, для нас интересная уже тем, что эти люди были чем-то каждый интересен лично ему.

Задача распознания сотен “неизвестных” необычайно увлекательна.

На полях списка стихотворения “Дар напрасный, дар случайный...” около авторской даты “26 маi 1828” поэт нарисовал два профильных портрета: женский, романтической красоты, и мужской, совершенно неповторимый по своей выразительной некрасивости: круглая, суженая книзу голова с тяжелой челюстью; лоб, закрытый волосами; под резким углом к плоскости лица – нос с открытыми ноздрями, вздернутым концом и широкими крыльями; рот с плотно сжатыми губами, из которых нижняя выдается вперед. Густая бровь треугольного очертания растет от самой переносицы, опускаясь до виска у щели глаза...

С.Гальберг. Портрет А.Х.Востокова. Бюст, гипс. Портрет сделан, видимо, 26 мая 1828 года или близко к этой дате. Поэтому модель его логичнее всего было искать среди петербургских знакомых Пушкина на отрезке времени с конца мая 1827 года, когда поэт приехал в Петербург, и до конца 1828 года. Просмотрев десятки портретов лиц из окружения поэта того времени, единственный остановил на себе внимание поразительным сходством именно этой выразительной некрасивостью лица с рисунком Пушкина. Им оказался Александр Христофорович Востоков (Остенек Александр Вольдемар, 1781–1864) – поэт, филолог-славист, переводчик. Для подтверждения возникшей догадки были взяты шесть его портретов разных лет известных художников: А.Варнека (1803); неизвестного художника (миниатюра, 1800-е); Л.Белоусова (1821) в литографии К.Беггрова (1824); А.Мюнстера (литография, 1863); В.Матвеева (литография, нач. 1860-х); С.Гальберга (бюст, гипс, посмертный).

К.Беггров. Портрет А.Х.Востокова. 1824. Литография по рисунку Л.А.Белоусова 1821Их сопоставление с рисунком Пушкина обнаруживает полное, безусловное сходство: все отмеченные выше в рисунке особенности лица подтверждаются всеми портретами А.Востокова. Но более всего поражает сходство с литографией А.Мюнстера, где конструкция головы и все черты лица обострены – как обычно в старости.

Пушкин поразительно точно схватил и как бы вскрыл рисунком четких линий в облике Востокова все главное, характерное. Но, слегка шаржируя, он не исказил человеческий образ, не довел его до карикатурности. За внешней некрасивостью лаконичным графическим языком передана замкнутость, закрытость натуры кабинетного ученого: в невидимых глазах читается вдумчивый, пристальный, серьезный, умный взор, в решительной линии сомкнутых губ с упрямо выдвинутой нижней губой – твердый волевой характер.

Может быть, позволительно будет сказать, что созданный Пушкиным профильный портретный рисунок Востокова более содержателен, нежели все его портреты вместе взятые, созданные профессиональными мастерами. Пушкин был прирожденным художником-портретистом.

А.Пушкин. Портрет А.Х.Востокова. 1828. Чернила. На рукописи стихотворения “Дар напрасный, дар случайный...”У Востокова были иссиня-черные волосы, это видно по его портретам и известно по свидетельствам современников. И Пушкин густо кладет чернила, рисуя прическу. Сильно выделяет он в рисунке тяжелую челюсть. Востоков был внебрачным сыном немецкого остзейского дворянина барона Х.И.Остен-Сакена и воспитывался в маленьком городке в предместье Ревеля у некой бедной вдовы майорши Трейблут. Отсюда его фамилия Остенек и ее перевод на русский язык – Востоков. Семи лет отец отправил его в Петербург к своим знатным родственникам как сироту “для приличного воспитания”. Кто была его мать, он не знал сам; и в этой связи интересно отметить некоторые черты его внешности, схваченные и несколько шаржированные Пушкиным: в них есть нечто монгольское: круглая форма черепа, скуластость лица, форма носа с открытыми ноздрями, цвет волос. Во всех портретах Востокова видна особенность строения глаз: глубоко сидящее глазное яблоко с крупным зрачком под нависающим веком. В пушкинском рисунке зрачок вообще не нарисован, а обозначен темным пятном заливкой чернил под изгибом широкого века; этим создается впечатление взгляда из глубины. Почти квадратная челюсть, выявленная в бюсте Востокова работы Гальберга его специфическим видением скульптора, подчеркнуто резко очерчена и в рисунке Пушкина (меньше это выявляли живописцы и рисовальщики). Пушкину-портретисту всегда были интересны индивидуально-неповторимые черты рельефа лица модели.

Сочетание столь неповторимых черт у двух разных лиц практически невероятно. Незначительные отличия объяснимы тем, что все это – произведения изобразительного искусства и что, следовательно, везде присутствует субъективность восприятия модели разными художниками, к тому же писавшими Востокова и в начале, и в середине, и во второй половине XIX столетия.

А.Мюнстер. Портрет А.Х.Востокова. 1863. Литография с его факсимиле. Портретные рисунки Пушкина возникали по различным поводам: в связи с текстом, по случайному или неслучайному воспоминанию, или впечатлению особой значимости, или по какой-то сложной ассоциации. В рассматриваемом случае смысловая связь женского профиля и текста стихотворения ощутима достаточно ясно. Между мужским профилем и текстом ее нет. Но, думается, что иная, особая связь существует именно между двумя профилями, воплощающими собой противоположность красоты и уродливости. Женский профиль был зримым размышлением о личной судьбе. Именно поэтому он появился, бесспорно, первым. И уже как антитеза ему возникло в памяти лицо Востокова. Это является проявлением чисто художнического восприятия Пушкиным разнообразия форм человеческих лиц, особенностей их черт и, конечно, эстетически-обостренным взглядом поэта романтической эпохи. Дисгармония черт лица была, к примеру, предметом интереса Пушкина в его портретном рисунке Дениса Давыдова. В этой связи Востоков не мог его не заинтересовать как модель для художника. И логично, что Пушкин его вспомнил. Однако, кроме иконографических, необходимы были и документы иного характера, отвечающие на вопрос: где и когда Пушкин мог встречаться с Востоковым. Об этих встречах и характере их интереса друг к другу имеются сведения в литературоведческой Пушкиниане.

В.Матвеев. Портрет А.Х.Востокова. Нач. 1860-х. Литография. В 1818 г. они оба присутствовали на заседаниях Общества любителей российской словесности, наук и художеств. Но именно 1827 и 1828 гг. были временем наиболее частых встреч Пушкина и Востокова в Петербурге. Круг их общих знакомых в это время: О.Кипренский (в мае – июле 1827 года писал портрет Пушкина) – друг Востокова с Академии художеств; Н.Уткин (гравировавший этот портрет в конце 1827 года) – соученик А.Х.Востокова по Академии художеств; скульпторы С.Гальберг и И.Теребенев; А.Дельвиг, взявший в 1826 году в свой альманах “Северные цветы” стихи Востокова “К друзьям”, а в 1827 году Востоков по его же просьбе делал переводы сербских песен. И, наконец, это семья А.Н.Оленина, с которым Востоков был знаком с начала 1800-х годов, бывал в его доме, работал с ним в Публичной библиотеке, также был постоянным гостем на мызе “Приютино” в мае – августе 1828 года, где поэт бывал особенно часто – это было время его увлечения Анной Олениной. Во всем сказанном налицо логика совпадения разных фактов и дат, что позволяет убедиться в правильности атрибуции.

А.Пушкин. Портрет А.Х.Востокова. Фрагмент рисунка на рукописи “Дар напрасный, дар случайный...”Пушкин понимал цену Востокова-ученого. Они встречались еще и в 1830-е годы.

В декабре 1832 года Востоков подал свой голос за избрание Пушкина в члены Российской академии. В бумагах Пушкина сохранилась переписанная его рукой записка Востокова о “Слове о полку Игореве”. Возможно, что Востоков написал ее по просьбе поэта, который в 1833–1836 гг. занимался “Словом”. Упоминает Пушкин имя Востокова в критических статьях. В одной из них сказано:
“А.Х.Востоков определил его (русский стих. – Л.П.) с большою ученостию и сметливостию”. Другой раз в замечаниях на “Песнь о полку...” упоминает Востокова, ссылаясь и опираясь на его мнение о подлинности “Слова”.

В историю русского языкознания Востоков вошел как один из его основоположников, автор “Опыта о русском стихосложении”, “Собрания песен и пословиц”, трудов по русской грамматике, по составлению каталога собрания словенских рукописей в созданном тогда Румянцевском музее. Востоков был действительным и почетным членом многих русских и иностранных литературных и ученых обществ и академий.