Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №19/2001

Борис Поюровский

Театр – дом

Сцена из спектакля “Голубая шаль”. Булат – Рамиль Тухвотуллин. Майсара – Ильсия Тухвотуллина.

Не зря говорят, что искусство по самой природе восприятия очень субъективно. Два человека могут абсолютно по-разному оценить один и тот же роман, фильм, спектакль. Не следует только думать, что автор этих строк претендует на исключение из общего правила. Напротив, я откровенно заявляю, что с 1957 года являюсь последовательным поклонником Татарского академического театра имени Галиаскара Камала – с тех пор, как впервые увидел его спектакли на гастролях в столице. Мы встречаемся регулярно и в Москве, и в Казани, вместе переживаем радости открытий, но и горечь поражений тоже. Вместе десять лет назад справили новоселье в уникальном здании в центре города на берегу озера Кабан, сразу же ставшем достопримечательностью столицы Татарстана.

На моих глазах происходила смена поколений зрителей и артистов. Кстати, это один из тех редких случаев, когда можно смело повторить известные слова, сказанные, правда, по другому поводу: никто не забыт, ничто не забыто. Стены фойе украшают не просто старые фотографии и афиши, но живописные портреты, барельефы, бюсты выдающихся актеров, режиссеров, драматургов, композиторов, в течение века добывавших славу татарскому театру.

Политика эта, направляемая художественным руководителем театра Марселем Салимжановым (в нынешнем году он был удостоен премии “Золотая маска” в номинации за честь и достоинство искусства) и директором Шамилем Закировым, проявляется в самых разных формах – от бережного сохранения надгробий до вечеров памяти, в которых участвуют и самые молодые артисты театра.

Правда, в последние годы встречи наши оказались значительно затруднены непомерными аппетитами монополистов из МПС, взвинтивших цены на железнодорожные билеты.

Татарский театр имеет свою историю. Она отличается кроме прочих особенностей тем, что сама драматургия родилась здесь примерно на два десятилетия раньше первых театральных опытов.

Сегодня, как и все годы прежде, в афише предпочтение отдается современной татарской драматургии, но на камаловскую сцену не заказан путь и Шекспиру, Гольдони, Шиллеру, Лопе де Веге, Эдуардо Де Филиппо, Ивану Франко и конечно же Островскому – его здесь считают просто своим автором: ведь Александр Николаевич долгие годы жил в Кинешме в имении Щелыково, в восемнадцати верстах от Волги. Да и места действия во многих его пьесах – от “Грозы” до “Бесприданницы” – непосредственно связаны с ее берегами.

Предпочтение здесь не отдают ни одному из жанров – народный лубок “Зятья Григория” мирно уживается с философской притчей Туфана Миннуллина “Старик из деревни Альдермеш”, что идет с огромным успехом уже больше четверти века, или драмой Ивана Франко “Украденное счастье”. В четвертый раз возвращается сейчас театр к “Голубой шали” Карима Тинчурина – через народную фреску прошли все поколения артистов и зрителей камаловского театра.

Я тоже смотрел сейчас этот спектакль не в первый раз. Но впервые мне показалось, что в пьесе искусственно соединены три произведения, а уж два – наверняка. Вся линия Майсары и Булата из первого и последнего актов – вполне составила бы отдельный сюжет. Что же касается сцены в лесу, она могла бы претендовать на свой, особый вечер. Может быть, в свое время, в середине 20-х годов кто-то надоумил Карима Тинчурина “усилить” социальные мотивы “Голубой шали” – ведь рядом шли “Виринея”, “Бронепоезд 14-69”, “Любовь Яровая”, “Разлом”, “Шторм”... Повторяю, сам по себе второй акт в лесу – замечательное произведение, но оно останавливает развитие основного сюжета, и мы с трудом после антракта вспоминаем о любовных перипетиях Майсары и Булата...

Что, безусловно, радует в зале Театра имени Камала – хроническое отсутствие свободных кресел. И одинаковое ощущение праздника и у тех, кто приходит в традиционных строгих национальных нарядах, наглухо закрывающих почти все части тела, и у тех, кто, напротив, является в театр в ультрасовременных платьях, напоминающих бикини...

Театр имени Галиаскара Камала может гордиться тем, что сохраняет культуру родной речи и одновременно приобщает соотечественников к вершинам мировой и современной драматургии. Что он играет сказки для самых маленьких, но не забывает и о взрослых, учитывая разные вкусы и пристрастия. Что он постоянно ищет новых авторов, актеров, режиссеров, сценографов, беспокоясь о завтрашнем дне, испытывая завидное чувство неудовлетворенности достигнутым.

Я далек от мысли утверждать, что все здесь обстоит идеально. Отнюдь. Проблем, к сожалению, хватает то с тем, то с другим, то с третьим, ведь речь идет о реальной жизни. Но дорогу, как известно, осилит идущий. А многие театральные пути сегодня проходят как раз через древний и прекрасный город Казань.