Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №8/2001

HOME TEACHING

ПОЧЕМУ МЫ ИХ ЛЮБИМ

Наверное, каждому учителю, школьному или домашнему, приходилось замечать одну странность. Молодые люди значительную часть времени проводят в разговорах о взаимоотношениях с друзьями и любимыми. При этом топик «Мои друзья» оказывается для них одним из самых трудных, а для экзаменаторов одним из самых унылых. Ученики исправно демонстрируют знание лексики, необходимой для описания внешности, но слушать эти словесные портреты невыносимо скучно. Тема, сформулированная для экзамена TOEFL, дает ученику возможность развернуться, а учителю – шанс «разговорить» ученика.

Some people choose friends who are different from themselves. Others choose friends who are similar to themselves. Compare the advantages of having friends who are different from you with the advantages of having friends who are similar to you. Which kind of friend do you prefer for yourself? Why?

Мы видим: тема сформулирована так, что составлением фоторобота здесь не отделаешься. По существу, человеку предлагают задуматься над действительно трудным вопросом – почему он любит своих друзей. Для тех, кто склонен к философствованию, этот вопрос проблемы не составит. Легко можно набрать необходимое количество слов, просто рассуждая о том, в чем люди похожи друг на друга, в чем они различны, в чем каждый из нас уникален и что всех нас все же объединяет. Если вы используете американскую тему для подготовки к российскому экзамену, то больше ничего и не надо. Если же речь идет об экзамене американском, то дело обстоит сложнее. Проблема в том, что в Америке в эпоху политической корректности тема сходства всех людей стала очень модной. Чернокожие ничем не отличаются от белых, женщины от мужчин и так далее. Во всяком случае, именно так принято высказываться вне зависимости от того, что на самом деле думаешь. С другой стороны, психологи, как в специальных, так и в популяризаторских публикациях, постоянно говорят об уникальности каждого человека. Пожалуй, это одна из самых распространенных сегодня рекомендаций: пойми, что ты уникален, и полюби себя такого, какой ты есть, тогда и другие к тебе потянутся. Так что заинтересовать экзаменатора-американца рассуждениями о сходстве и уникальности вряд ли удастся: он такого уже начитался.

Ученику, который явно не склонен рассуждать на личные темы, мы можем предложить привести примеры похожих и непохожих друзей, взятые из книг, спектаклей, кинофильмов. Возможностей здесь много, и советовать что-то конкретное трудно, все зависит от личных пристрастий. Но поскольку мы рассчитываем произвести впечатление на читателя, которому предстоит выставить оценку, мне представляется, что наиболее выигрышными будут примеры из русской классики, а не из американского кинобоевика. Во-первых, говоря о вещах, для экзаменатора, скорее всего далеких, автор текста выглядит человеком чрезвычайной образованности и эрудиции. Во-вторых, он, скорее всего, окажется уникальным, а значит – интересным.

Ученикам, проявляющим склонность к писательству, легче будет рассказать историю из жизни, когда сходство или несходство их с другом характеров сыграло важную роль. Возникает некая проблема, которую человек не знает, как решить. Например, встретилось объявление о вакансии, которую хочется занять, а позвонить работодателю страшновато. Здесь можно ненадолго остановиться и порассуждать о собственной застенчивости, которая вообще мешает добиться в жизни успеха. Но на помощь приходит друг, для которого звонок незнакомому человеку не составляет труда. За этим может следовать краткое описание характера друга с акцентом именно на эту легкость и незакомплексованность. Тут же можно уделить некоторое внимание тому, что окружающие удивляются, как могут дружить такие разные люди: тихий и застенчивый с общительным и легким.

Чем завершается сюжет, уже понятно. Друг звонит, договаривается о встрече и все заканчивается ко всеобщему удовольствию. Но на мой взгляд, требуется еще один поворот.

Люди, которые используют других, на многих производят неприятное впечатление, нам они несимпатичны. Чтобы у читателя не оставалось такого осадка, важно сказать и том, чем наш тихий и застенчивый герой привлекает своего друга, у которого нет проблем в общении и куча знакомых. У тех, кто «идет по жизни, смеясь», трудностей не меньше. И часто именно негромкие люди готовы выслушать, посочувствовать, просто заметить, когда у друга что-то идет не так, как хотелось бы.

Подробно рассмотрев этот пример, мы сможем помочь и тем, у кого нет художественного дара, кто предпочитает логику чувствам, во всяком случае – в тексте. Пример из жизни можно использовать в качестве схемы, отправной точки в рассуждениях о том, как сходятся крайности, как самые разные люди удачно дополняют друг друга. И говорить здесь можно не только о дружбе, но и любви, сотрудничестве, родственных отношениях. Обратим внимание: вопрос, на который мы пытаемся ответить, сформулирован так, что не предполагает окончательного вердикта. Удачным завершением логических рассуждений о противоположностях, может стать прославление сходства и родства душ. В данном случае именно спор автора с самим собой создает необходимую пружину сюжета.

Все мы привыкли считать вопрос, почему мы любим наших друзей, мягко говоря, странным. Но если не относиться к этому вопросу излишне серьезно, ответить на него можно. Главное, не стараться дать исчерпывающий ответ с жирной точкой в конце. Тему закрыть невозможно, хотя бы потому, что отношения развиваются и продолжаются. Экзамен – это всего лишь эпизод, а никак не последний день Помпеи.

Наталья Хмелик