Наталия Померанцева,
доктор искусствоведенияПутешествие по Юго-Восточной Турции
Путешествие предполагает не только перемещение по поверхности земли, но и проникновение в глубь веков и тысячелетий. Дороги измеряются расстоянием, путь – временем. С тех далеких времен, когда развивались древние цивилизации, изменились территориальные границы Малой Азии, возникли города и государства – большие и малые, которые частично лежали в землях Сирии, Палестины, Ассирии, в горах и плоскогорьях Тавра, в пустынях и степях Месопотамии. Все эти земли упомянуты в ветхозаветных текстах. Здесь пересекались пути Востока и Запада. Места эти были населены народами разных вероисповеданий, традиций и культур. Кроме библейской истории они связаны и с истоками христианства – временем становления и утверждения его догматов.
Кесария – духовная столица и главный город Каппадокии – лежит в центре этой местности. Возникновение древнего города теряется в глубине веков. Наиболее полные сведения о нем сохранились со времен римской античности. До этого на землях Каппадокии, простиравшихся на юг от Киликии до Евфрата, обитали многие народы древности – хетты, хурриты, ассирийцы. Задолго до присоединения Каппадокии к Римской империи на ее территории правили, сменяя друг друга, местные властители. Последним самостоятельным правителем Каппадокии был царь Архелай, который прибыл в Рим при императоре Тиберии (ок. 15 г. н. э.) и был там вероломно убит, а владения его вошли в состав Римской империи. Тиберий и дал название городу – Кесария.
В христианскую эпоху на территории Каппадокии возникали города, бывшие крупными центрами образования; они связаны с именами отцов церкви. Кесария – город Василия Великого (ок. 330–379), в Ниссе, Назианзе и Неокесарии постоянно служили его брат Григорий Нисский (ок. 335–397) – епископ Ниссы, Григорий Назианзин, нареченный Богословом (ок. 330 – ок. 390) и представитель старшей плеяды богословов Григорий Неокесарийский из Неокесарии – города, известного по церковному Собору 315 г., состоявшемуся там уже после его кончины (260–270). В Каппадокии сложилось философское направление патристики, заложившей основы раннехристианской богословской мысли. В IV веке вокруг Василия Великого объединились его друзья и единомышленники, составившие так называемый каппадокийский кружок. В него входили Григорий Назианзин, Амфилохий Кесарийский (ум. после 394) и Григорий Нисский. Это было поистине блистательное созвездие великих умов того времени.
Из Кесарии путь ведет в юго-восточную часть Анатолии, где горы постепенно отступают. На равнине, окруженной месопотамской степью, лежит город Урфа. Его название принято идентифицировать с древним городом Урша, упоминаемым в шумерских, аккадских и хетт-ских надписях. Недалеко от города протекает полноводный Евфрат, который считают одной из четырех рек, текущих по раю. По земле этой ступали библейские пророки. На горизонте невысокие горы, за которые на закате опускается пламенеющий шар солнца, окрашивая песчаную почву розовым цветом.
История Урфы (Урши) восходит к 3000–2000 годам до н. э.; тогда это был главный город Хурритского царства, вошедшего затем в состав Митанни, позднее он был захвачен хеттским царем Суппилулиумой (ок. 1370 до н. э.). Дальнейшая судьба Урфы сложилась неблагоприятно: город попадает под власть вавилонян и в конце концов оказывается в руках Александра Македонского. На этом завершается древняя страница его истории. Далее правитель Селевк основывает на этом месте новый город, который стал называться Эдессой. Потом его захватил Рим, затем Византия. Этот этап в жизни Эдессы связан со страницами ее христианской истории.
Согласно преданию, правитель Эдессы Авгарь, слыхавший о исцеляющей силе Христа, послал к нему художника, чтобы тот написал изображение Иисуса во время его проповеди. Христос, увидев как посланец Авгаря пытается изобразить его, взял чистый плат и приложил к своему лику, на котором запечатлелся его образ. Этот образ был затем привезен в Эдессу и установлен над восточными воротами города. Его иконография получила наименование “Спас Нерукотворный”. В VI веке икона была перенесена в Константинополь. В дальнейшем с этого изображения были сделаны списки, получившие широкое распространение в иконописи Византии и Древней Руси.
Начавшийся с VII века период арабизации земель месопотамских степей захватил и Эдессу. С Аравийского полуострова двинулись полчища арабов, которые в 639 году захватили Эдессу, положив начало распространению ислама. Город попадает под власть династий Омеядов и Абассидов, которые после 1087 года стали именоваться Сельджукидами.
Урфа все периоды своей истории была известна как священный город; ее связывают с жизнью пророков Авраама и Иова. В Урфе находилось подземное помещение, где, как считалось, скрывался Иов, пораженный телесными недугами и лишенный своего состояния. За терпение и смирение он был вознагражден и исцелен, омыв в источнике свои язвы. Теперь полагают, что место убежища Иова соответствует священному водоему, обрамленному со всех сторон галереями с резными аркадами. Ныне в прозрачной глади его вод плавают большие карпы, которые считаются священными. Они питаются турецким горошком, в изобилии произрастающим на дне водоема.
Но самой почитаемой святыней Урфы является грот пророка Авраама. У подножия крепости в здании мечети расположены друг возле друга две большие пещеры. Первая, по преданию, связывалась с пророком Авраамом, другая, вероятно, принадлежала его матери. В пещере Авраама находится священный источник с прозрачной студеной водой.
Согласно легендам, население Урфы в древности поклонялось местным языческим богам. Предание повествует, что пророк Авраам низверг идолов и сжег их. Вместе с ними был низвергнут и Нимруд (Нимвруд), святилище которого находится километрах в восьмидесяти от Урфы в неприступных горах Тавра. Но сначала наш путь лежит в древний Харран – место, известное своей многотысячелетней историей. Название Харран означает “степь”, “место, выжженное солнцем”. Эта местность, лежащая на северо-востоке Месопотамии, за Евфратом, связана с племенем пророка Авраама; в Харране погребен его отец Фарра, здесь же Авраам получил обетование от Господа, согласно которому в возрасте 75 лет покинул город, чтобы идти в землю Ханаанскую (Быт. 12, 1–4).
Харран сохранил и руины самых древних памятников. Первоначально население его поклонялось языческим богам. Из хеттских надписей известно, что самый ранний воздвигнутый в Харране храм был посвящен богу луны Сину. Другие источники упоминают ассирийского правителя Адада Нирари I (1310–1280 до н. э.), который завоевал Харран, обновив стены города, остатки которых частично сохранились. Во время правления Саргона (722–705 до н. э.) храм Сина еще стоял. Харран упоминается в греческих и римских надписях.
После персидского и римского владычества город перешел в руки византийских правителей. При императоре Феодосиии Великом храм Сина в 382 году был разрушен. Император Юстиниан в VI веке восстановил стену, однако вскоре в 639 году город был разграблен арабскими завоевателями. Затем в XIII веке последовало монгольское нашествие. В правление османского султана Селима (нач. XVI в.) Харран лежал в руинах; разрушена была и средневековая крепость.
На территории Харрана ведутся археологические раскопки храма Сина. Над храмом возвышается башня, против которой находятся ворота, связанные с участком стены. В декоре внешней стороны ворот встречаются мотивы, напоминающие отделку ворот сирийской крепости Расафа.
Незабываемый вид Харрану придает поселение, раскинувшееся между храмом Сина и крепостью, с домами, перекрытыми конусообразными завершениями. Эти конусы, правильные по форме, сделаны из плотно утрамбованной земли и сверху обложены кирпичом. Внутри таких домов своды выложены концентрическими кругами. Нас любезно пригласили в один из таких домов. Хозяин разостлал на земле во входном дворе турецкий ковер ручной работы, на который желающие могли возлечь во время чаепития. Потом, пройдя в дом, состоящий из нескольких помещений, мы оказались в небольших уютных прохладных комнатах. Над ними поднимаются конусообразные завершения, кладка которых напоминала свод античной гробницы царя Атрея в Микенах; в отличие от нее в харранские дома проникают лучи света, в то время как микенская гробница погружена в кромешную тьму.
На территории Харрана ведутся археологические раскопки, поднимается из руин храм Сина, восстанавливаются восточные ворота. Во времена Абассидов Харран был процветающим университетским городом.
Из Харрана путь лежал к святилищу Нимруд-Даг, расположенному на высоте более двух тысяч метров среди гор Тавра. Этот уникальный памятник древности был возведен в I в. н. э. по приказу правителя Коммагены Антиоха. Святилище служило священной обителью богов – античных и восточных, местом встречи культур Востока и Запада.
Возможно, название Нимруд (Нимврод, Нимрод, Немврод, евр. nimrоd) восходит к ветхозаветной традиции, согласно которой под этим именем фигурирует сын Куша и внук Хама могущественный богатырь-охотник Нимруд. Его царство находилось в пределах Месопотамии. В мифологии Нимруд представлялся возмутителем народа против бога Яхве. По преданию, он руководил сооружением Вавилонской башни, которую постигла божья кара. Охотник, преследующий птиц и зверей, преследует и праотца Авраама. Согласно талмудическому толкованию книги Бытия, Авраам избирает единого и истинного Бога, предпочитая его всем остальным богам языческого мира. Авраам становится жертвой идолопоклонника Нимруда, который требует от него поклонения идолам и за отказ ввергает в раскаленную печь. Сам Бог вызволяет Авраама из пламени. Эти предания нашли отражение и в облике святилища Нимруд-Дага, где веет мистический дух древних сказаний. И хотя здесь нет изображений самого Нимруда, богатырская сверхчеловеческая мощь царит в этом уникальном сооружении, расположенном там, где вершины гор, овеваемые ветрами, соприкасаются с небом.
Здесь был составлен один из самых ранних гороскопов, “львиный гороскоп”, позволяющий войти в соприкосновение с небесными светилами. Он был найден на западной террасе святилища в 1882 году и досконально исследован профессором Бостонского университета Отто Нейгебауэром. Ученый обнаружил на рельефе изображение льва с разбросанными по телу животного и вокруг него девятнадцатью шестнадцати- и восьмиконечными звездами; положение их соответствовало трем планетам – Юпитеру, Марсу и Меркурию, что позволило ученому датировать гороскоп июлем 61 или 62 года. Возможно, эта дата была связана и с началом сооружения святилища. В святилище, на восточной террасе, представлен ряд огромных сидящих статуй: среди них бог солнца, названный именами четырех богов, – Аполлон-Митра-Гелиос-Гермес, богиня судьбы Тихе, бог-громовержец Зевс-Агур-Мазда, царь Антиох-Эпифаний I и известный своими подвигами Геракл-Артагн-Арес. Имена эти объединяют богов греческого и персидского пантеонов. Возможно, в этом усматривается связь с “львиным гороскопом”, где лев символизирует царственность, Юпитер – Зевса, Марс – Геракла-Ареса и Меркурий – Аполлона-Митру-Гермеса. С тыльной стороны фигур имеется длинный текст, написанный на греческом языке, где говорится: “Я, Антиох, возвел это святилище, чтобы прославить себя и моих богов”. Далее из текста следует, что правитель принес в дар святилищу часть царских земель, привел туда жрецов и музыкантов и повелел, чтобы отныне там совершались торжественные церемонии в честь рождения и восшествия на престол царя Коммагены и в каждую декаду месяца. Текст описывает торжественный ритуал, который должен был совершаться по установленным дням: “День моего рождения должен праздноваться каждый год. В этот день следует жрецу для богов и для меня возлагать на изголовья статуй золотые венцы. Для всех нас он должен приносить обильные жертвы, расточать милости, приносить в жертву животных, ставить священные столы с прекрасными яствами и питьем. Мой народ должен здесь полностью предаваться отдыху и увеселениям”.
Имя Антиоха везде стоит наравне с богами, ибо этим он подчеркивал не только свое царственное величие, но и близость богам. Одна из надписей гласит: “Высочайшую вершину царства являет тот, кто находится в непосредственной близости к небесному трону Зевса”.
Святилище находится на самой вершине гор Тавра, окрашенных голубым светом иссиня-синего неба. Палящий солнечный зной смягчает сильный ветер, готовый снести с горы непрошеного пришельца. Кругом громады гор, а здесь все рукотворно: и выравненные три террасы (восточная, северная и западная), и пятидесятиметровый холм, насыпанный рукой человека в виде правильного конуса из мелкой гальки. Конус этот виден издалека, в то время как святилище открывается только при достижении вершины горы. Возможно, что под этим насыпным холмом сокрыто погребение Антиоха, но никому еще не довелось проникнуть туда.
В наши дни Нимруд-Даг окружает пустынная местность, но две тысячи лет назад здесь была богатая плодородная долина, раскинувшаяся у подножия Тавра; между Киликией и долиной Евфрата располагалось маленькое царство Коммагена. Оно издавна привлекало правителей великих держав: к югу и востоку от него простиралась Парфия, к северу – Каппадокия и Армения, находившиеся тогда под протекторатом Рима.
Об истории Коммагены дошло немного сведений. Известно, что царь этой страны Антиох в 64 г. до н. э. заключил договор с военачальником римлян о ненападении и охране границ его царства. Однако в 72 г. н. э. при императоре Веспасиане Коммагена вошла в состав Римской империи.
Коммагена расположена на пересечении торговых путей Востока и Запада. На пути к ней лежали два замечательных памятника, входивших в число семи чудес света – храм Афродиты в Эфесе и Галикарнасский мавзолей, воздвигнутый в честь правителя Карии Мавзола. Естественно, что веяния античной греческой культуры не могли не сказаться на стиле статуарных композиций святилища, но столь же очевидно прослеживаются черты персидской иконографии, особенно в рельефах. В родословной царя Коммагены Антиоха переплетаются греческая и персидская линии. Он считал себя со стороны матери потомком Александра Македонского, по отцу вел происхождение от династии Ахеменидов. Портретная голова Антиоха имеет сходство с чертами лица Александра Великого. Она исполнена благородного спокойствия, строгой красоты и величия. Черты восточной иконографии находят яркое выражение в исполнении головы богини Тихе. В противоположность суровому облику греческих бога и героя – Зевса и Геракла – лицо Тихе отличается нежной женственностью. Сосредоточенный взгляд овеян легкой грустью. Изысканная декоративность сказывается в исполнении сложного головного убора персидского стиля.
Тихе – богиня судьбы, случая – появляется в греческой мифологии со времени эллинизма. Она противопоставлялась представлениям греков о неотвратимости и неизменности судьбы. В эпоху эллинизма, когда мир приходит в движение, остро ощущалась неустойчивость всего происходящего в жизни. Тихе символизировала изменчивость, случайность совершающихся событий. Эти свойства оказались созвучными эпохе эллинизма. В период греческой классики имя богини встречается у поэта Пиндара, где она названа дочерью Зевса, будучи близкой к мойрам. В святилище Нимруда Тихе восседает в сонме богов тронного зала рядом с Зевсом. Ныне все гигантские статуи несут на себе следы разрушений, вероятно, последовавших в результате землетрясений, работы солнца, ветра и дождей. Сидящие фигуры восточной террасы выложены из массивных каменных блоков. У края террасы перед ними сохранилось основание персидского алтаря, являвшегося культовым центром святилища; к нему ведут высокие ступени. У подножия его сидит лев-страж с разверзшейся пастью. Головы каменных исполинов стоят внизу, среди них – изображения Геракла и Антиоха. Последняя, несомненно, портретна. Голову царя венчает высокая персидская корона – знак принадлежности к династии Ахеменидов.
На западной террасе стоят головы Зевса, Геракла, богини Тихе, царя Антиоха, статуи стражей – льва и орла. Суровой напряженностью веет от образов Зевса и Геракла, несущих в себе отражение утраты той гармонии, что была свойственна классическим греческим статуям. Спокойствие и сознание собственной силы сменяются здесь тревогой и трагизмом. С недосягаемых высот Олимпа боги волею судьбы занесены на чужую землю и установлены на террасах, выровненных рукой человека; Зевс уже не повелитель всего сущего, а страдающий бог, вобравший в себя дух инородных божеств. Иным предстает и Геракл, чьи подвиги уже в прошлом. Тревогу и неуверенность несет в себе Аполлон, пытающийся скрыть это под внешней непроницаемостью. На смену былой ясности и гармонии греческих богов приходит мощь и могущество образов Нимруд-Дага с их стремлением противостоять миру. Былая соизмеримость божественного и человеческого уступает место исполинским размерам статуй. Это не только конец классического эллинского мировоззрения, но и торжество искусства на новой высочайшей ступени его развития, примиряющего преходящее и вечное. Над вселенским покоем бытия высится величественная голова орла, царящего среди безмолвия гор.
Ярусом выше стоящих голов расположены базальтовые рельефы, тема которых – предстояние Антиоха перед персидским богом Митрой. Там же находится и “львиный гороскоп”. Обе фигуры, Антиоха и Митры, изображены во весь рост в полном облачении, причем Антиох одет в персидские царские одежды, голова его увенчана персидской короной. Корона бога Митры испускает сияние солнечных лучей.
Путь, ведущий к святилищу, нельзя назвать легким. По проложенным истертым каменистым ступеням можно подняться до южной террасы или же одолеть этот путь на осле. Древняя дорога, вероятно, шла по этому же направлению; по ней в торжественные дни празднований совершали восхождение и религиозные процессии. Путь этот начинался у подножия горы, но чтобы добраться до нее, нужно было перейти великолепно сохранившийся мост, построенный при императоре Септимии Севере. Теперь машина подвозит значительно ближе, сокращая путь подъема. Но чтобы погрузиться в иное пространство и время, требуется медленный, сосредоточенный темп.
Начиная с 1953 года исследованию святилища Нимруда посвятила пять сезонов работы археологическая экспедиция под руководством Терезы Гёль. Памятник был расчищен от завалов и осыпей камней, обломки стаскивали вниз на носилках.
К югу от святилища Нимруд-Дага расположен Карак. Там, как предполагают, находится гробница царских жен династии Антиохов. В центре этого места также высится насыпной курган, охраняемый орлом, венчающим неодорическую колонну. Холм явно ориентирован на вершину Нимруд-Дага, что позволяет считать, что оба сооружения составляли единый ансамбль, хотя и разделенный большим пространством.
Неподалеку от Нимруд-Дага и Карака, в скалах Арсамеи находится святилище, где хорошо сохранился рельеф, изображающий персидского царя Митридата в парадном одеянии, пожимающего руку обнаженному Гераклу. Согласно античной традиции Геракл изображен в героизированной наготе, с атрибутами его подвигов – палицей и львиной шкурой. Так мастер органично сочетал художественные принципы античной и восточной культур.
Фото автора