Итак, вы решили стать домашним учителем. Что привело вас к такому решению? В моей практике мне чаще всего приходилось встречаться с двумя причинами – вы хотите научить языку собственного ребенка или просто устали от безденежья и решили “торговать” своим знанием английского. Так или иначе, проблемы, с которыми вы столкнетесь, во многом схожи, и о них я попробую вам рассказать.
Сегодня мы будем говорить не столько об учебных проблемах – эту тему нам предстоит развивать в предстоящие полгода – сколько о проблемах, которые я для себя называю социально-экономическими. И первая из них: откуда брать учеников. Если вы живете в большом городе, то, несмотря на реально существующий спрос на занятия английским, найти учеников будет непросто. Дело в том, что сегодня многие хотят не просто знать язык, но и подтвердить свои знания той или иной “бумажкой” – сертификатом или хотя бы свидетельством об окончании курсов. Документы, а не реальные знания в большинстве случаев учитываются сегодня, скажем, при приеме на работу. И какие-никакие курсы большинство наших потенциальных работодателей предпочитают частным урокам. Те, кто дает уроки английского хотя бы несколько лет, нередко сталкиваются с тем, что родители забирают детей от преподавателя и отправляют на курсы, как только чада дорастают до нижней границы возраста, требуемого на курсах.
Из сказанного ясно, что вашими учениками, скорее всего, будут малыши, которые только начинают учить язык, “неспособные”, которых ни на какие курсы не берут, и люди, поставившие себе цели, не связанные с получением документа, который подтверждал бы их знания. Во всяком случае, получить этот документ они намерены не от вас. О том, как заниматься с представителями первых двух категорий, мы будем говорить, встречаясь в “Домашней школе”. Пока скажу только, что эти люди, несмотря на разницу в возрасте, во многом похожи. И тех, и других вам придется заинтересовывать.
Не спешите радоваться энтузиазму, с каким начинают заниматься малыши: как только уроки английского станут в их жизни обычным событием, включенным в распорядок дня, вам каждый раз придется придумывать, чем их удивить.
Что касается “неспособных”, то это чаще всего люди незаинтересованные. Родители по той или иной причине хотят, чтобы ребенок учил английский, а он сам этого не хочет. Вполне возможно, что не хочет уже не первый год – отсюда и ярлык “неспособного”. Так что с ним вам тоже придется искать ходы и приемы.
О тех, кто принадлежит к третьей из перечисленных категорий, хочется рассказать подробнее, прежде всего потому, что здесь все гораздо разнообразнее. Начнем с того, что ваши любимые ученики, скорее всего, окажутся именно в этой группе. Это будут, независимо от возраста, психологически взрослые люди, ясно понимающие свою цель. Чаще всего они намерены сдать экзамен, иногда – школьный, чаще – какой-то другой. Скажем, одна моя ученица, собиралась сдавать кандидатский минимум. По специальности она была орнитологом, точнее – специалистом по белой полярной сове. Должна сказать, что из журнальных статей, которые она приносила на занятия, я узнала массу нового.
Сейчас среди учеников все чаще встречаются люди, которые хотят, чтобы им помогли заговорить по-английски. Все необходимое для этого у них уже есть: они неплохо разбираются в грамматике, довольно много прочли и имеют достаточный словарный запас. Обычно их проблема – отсутствие собеседника. Одна такая ученица объяснила, что у нее не хватает смелости говорить по-английски с братом, который владеет языком. С ней мы договорились: как только она переступает порог моей квартиры, русский язык просто перестает для нас существовать. К этим занятиям мне не приходилось даже готовиться – ученица сама придумывала темы для обсуждения на наших уроках.
Еще один ученик подал заявление о приеме на работу в крупную западную компания, и ему надо было срочно подготовиться к собеседованию. Он довольно быстро преодолел психологический барьер и понял, что может говорить, а потом мы просто штудировали брошюры о том, какие вопросы задают на собеседованиях, готовили ответы и играли в одну и ту же ролевую игру.
В этой же группе вы столкнетесь и с новыми русскими, хотя, конечно, не с самыми “крутыми”. Во всяком случае, ваши работодатели будут из тех, кто всерьез считает, что за большие деньги английский язык в головах их родственников возникнет сам по себе. Но тратить деньги зря эти люди тоже не любят. Правда, в случае мелких неудач родительский гнев обычно падает на головы детей, а не на репетитора. Один папа привел ко мне тринадцатилетнюю дочь и объяснил задачу примерно так: “У меня есть деловые партнеры на Западе. Когда они приезжают в Москву, их надо встретить в аэропорту и разместить в гостинице. Все переговоры, естественно, ведутся по телефону, а меня часто не бывает дома. Мне надо, чтобы она могла обо всем договариваться вместо меня”.
Этот папа изъявил желание присутствовать на уроках и первые несколько занятий действительно провел с нами. Почему-то его любимым “коньком” были межзубные звуки: каждый раз, когда дочь произносила их неверно, папа поднимался с кресла и отвешивал ей затрещину. Глядя на его телосложение, я каждый раз удивлялась, что девочка после его “помощи” не перестает соображать, но все мои попытки вмешаться наталкивались на стену непонимания как со стороны папы, так и со стороны ученицы. Для них это было в порядке вещей, а, с точки зрения образования, подобный прием оказался весьма эффективным.
В скором времени папа, по каким-то своим критериям определил, что мне можно доверять, и девочка стала приезжать одна. А через несколько месяцев папа позвонил и сообщил, что дочь успешно справляется с возложенными на нее обязанностями секретаря, и дальнейшие занятия не требуются. В таких случаях нет смысла даже пытаться объяснить, что ребенку хорошо бы заниматься дальше – вас просто не поймут.
Бывают случаи, когда я отказываюсь даже знакомиться с потенциальным учеником. Не так давно мне позвонила менеджер по персоналу довольно крупной фирмы и сказала, что компания ищет репетитора для жены хозяина. “Они часто выезжают, ей надо хотя бы в магазинах общаться.” После этого мне назвали район занятий и продиктовали, в какие дни и часы я должна приезжать на уроки. Может быть, я не права, но по тону разговора мне показалось, что работодатели намерены диктовать мне и дальше. А это значит, что результата не будет, а неприятных эмоций будет более чем достаточно. Возможно и денег тоже, но соглашаться на такой хлеб, я думаю, можно только если умираешь с голоду. Я вежливо ответила, что расписание меня не устраивает, и мы расстались, не встретившись.
Иногда бывают ситуации, когда вам хочется с порога отказать ученику, но делать это, на мой взгляд, не стоит. Отказать всегда успеете. Недавно ко мне обратилась двадцатилетняя продавщица соседнего магазина с просьбой научить ее английскому, “чтобы понимать компьютерные игры”. Те, кто играет, знают, что понимать речь героев игр не обязательно. Если человек захотел понять, его, когда игры будут освоены, можно учить дальше. У таких учеников есть главное, что нужно для успеха – интерес.
У начинающих репетиторов иногда возникает вопрос, какими учебниками лучше всего пользоваться. На мой взгляд, годятся любые, которые у вас есть. И, конечно, наше приложение тоже постарается вам помочь и не только на странице Home Teaching.
Наталья Хмелик