Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №19/2008

Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку. Лекция 3

Учебный план

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Экзаменационная система Кембриджских сертификатов.

18

Лекция 2. Экзамены для детей 7–12 лет Young Learners Exams.

19

Лекция 3. Материалы по подготовке к экзаменам для детей.

Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.)

20

Лекция 4. Подготовка к экзамену Key English Test.

21

Лекция 5. Экзамен Порогового уровня Совета Европы – Preliminary English Test.

22

Лекция 6. Материалы по подготовке к РЕТ.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2008 г.)

23

Лекция 7. Экзамен на Первый сертификат – First Certificate in English.

24

Лекция 8. Материалы по подготовке к Первому сертификату.

 

Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2009 г.)

Статья опубликована при поддержке Курсов английского языка "Аллада". Хотите выучить английский язык с нуля до Pre-Intermediate менее чем за год, освоить актуальные техники английской речи и письма, разговорный и деловой английский, выбирать интенсивность занятий в соответствии с Вашими индивидуальными потребностями и возможностями, посещать уроки в удобное время в филиалах, удобно расположенных в Москве на Пресне, Октябрьской, Пушкинской, Бауманской и ВДНХ, учиться в мини-группах или индивидуально, по минимальной цене, 7 дней в неделю, с 10-00 до 22-00? Тогда Курсы английского языка "Аллада" — это то, что Вам надо! Заходите на сайт allada.org и узнавайте подробную информацию о реализуемых на Курсах программах обучения, их стоимости и расписании занятий, и записывайтесь на курсы английского языка прямо сейчас!

Материалы по подготовке к экзаменам для детей

Особенности языкового и когнитивного развития детей младшего школьного возраста. Мультисенсорный подход к обучению младших школьников: визуально-пространственный, музыкально-ритмический, кинестетический, логико-математический и лингвистический типы заданий.

Подготовка детей к экзаменам Young Learners English Tests состоит, в первую очередь, в развитии общеязыковых знаний и коммуникативных умений, а уже затем в отработке навыков работы с заданиями определенного типа, отражающими форматы экзамена. Это же утверждение верно для подготовки к экзаменам любого уровня, но на примере Starters, Movers и Flyers особенно очевиден тот факт, что тестовые форматы, как бы они ни были близки к реальным коммуникативным ситуациям и задачам общения, являются вторичными в языковой подготовке и не должны поглощать основного внимания учителя.

Считается, что маленькие дети начинают изучать иностранный язык по одной из следующих причин (1):

Как видно из перечисленных причин, лишь последняя связана с внутренней мотивацией самого ребенка, в большинстве же случаев определяющую роль играют внешние факторы. Это неудивительно – лингвистически одаренные дети составляют лишь небольшую часть одаренных детей, а последние находятся в меньшинстве по отношению ко всем учащимся. Однако без внутренней мотивации внешние факторы, в том числе давление школы и родителей, не способны привести к впечатляющим результатам. Более того, они могут закрепить негативное отношение ребенка к занятиям, которое впоследствии не сможет измениться даже под воздействием осознанных потребностей в иностранном языке, связанных с учебой, работой, путешествиями, общением с помощью Интернета, интересом к зарубежной литературе и культуре и т.д. Это означает, что создание внутренней мотивации у большей части обучаемых ложится на плечи учителя. Такая ноша была бы непосильной, если бы не учебник, служащий посредником не только между учеником и иностранным языком, но нередко и между учеником и учителем. В этой связи становится очевидным огромное значение правильного выбора учебника.

В последнее десятилетие оформился подход к обучению дошкольников и младших школьников, основанный на теории Multiple Intelligences американского психолога Ховарда Гарднера, впервые изложенной им в 1985 году (2, 3). Согласно этой теории, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти, которые в значительной мере детерминированы определенной врожденной комбинацией следующих базовых способностей:

1. Визуально-пространственные способности проявляются в запоминании и более уверенном воспроизведении зрительных образов, формы и цвета окружающих предметов. Такие люди любят рассматривать и создавать изображения.
2. Музыкально-ритмические способности делают человека чутким к рифме и ритму, интонации и мелодии. Эти люди, как правило, обладают хорошим музыкальным слухом, любят петь и декламировать.
3. Логико-математические способности помогают мыслить рационально, использовать логику и аргументацию, легко считать и запоминать цифровую информацию.
4. Кинестетические способности представлены у людей, хорошо владеющих своим телом, запоминающих многие явления и события через движение и прикосновение к окружающим предметам.
5. Натуралистические способности проявляются в интересе к природным явлениям, миру животных и растений.
6. Лингвистические способности предполагают интерес к тому, как функционирует человеческий язык, внимание к оттенкам значений слов и стилю высказываний, а также более легкое овладение иностранным языком (иногда несколькими языками одновременно).

Перечисленные способности, неодинаково представленные у каждого человека, могут развиваться в процессе обучения, но лишь до определенной степени. Более того, на них накладываются два психологических типа, также данные человеку от природы – интраперсональный и интерперсональный и (для нас более привычны термины «интроверт» и «экстраверт»). Таким образом, природа создает уникальные сочетания перечисленных признаков, определяющие развитие человека, его поведение, успешность обучения, выбор профессии и многое другое.

Разработанная Гарднером теория имеет огромное значение для педагогической науки в целом и для преподавания иностранных языков в частности (4). Она повернула педагогику лицом к конкретному учащемуся и призвала все профессиональное сообщество воспринимать детей не как умных или глупых, способных или неспособных, а как умных и способных по-разному. Не случайно буквальный перевод термина multiple intelligences означает «множественный интеллект». Как стало очевидно из последующих исследований, наиболее успешными являются те методы обучения и учебные материалы, которые учитывают указанные различия между учащимися в подаче материала, предлагаемых упражнениях и видах работы в классе и дома. В созданных на основе теории Гарднера учебных курсах преследуются две цели: а) разнообразие заданий дает возможность каждому ученику успешно справиться хотя бы с некоторыми из них и ощутить вкус победы, что имеет огромное значение для поддержания мотивации; б) все дети выполняют задания, нацеленные на разные типы восприятия и памяти, за счет чего каждый из них расширяет полученный от природы набор способностей.

В преподавании иностранных языков идеи «множественного интеллекта» нашли свое воплощение в так называемом многосенсорном подходе (multisensory approach) к разработке учебных материалов, который используется в целом ряде учебно-методических комплексов для дошкольников и младших школьников, изданных в Кембридже (5, 6, 7).

Проиллюстрируем многосенсорный подход к обучению младших школьников на примере заданий из курса Join Us for English (7), направленных на овладение основами английского языка на стадии, предшествующей подготовке к экзаменам Young Learners English Tests. На эту предварительную стадию обычно требуется не менее двух лет занятий при их частоте два урока в неделю, однако срок может колебаться в зависимости от возраста обучаемых и предшествующего знакомства с английским языком, например, в семье или детском саду.

Визуально-пространственное восприятие поможет ребенку выполнить следующие задания (Join Us Starter AB, p.42-43):

Цветные и контурные изображения предметов (в данном уроке это игрушки) помогают закрепить их названия (trains, planes, dolls и.т.п.) в долгосрочной памяти с помощью визуально-пространственных ассоциаций. Поскольку числительные 1-10 были введены ранее, то подсчет отдельных предметов с последующей проверкой его правильности по аудиозаписи помогают закрепить словосочетания с числительными (six balloons, two bikes и т.п.). Как следует из Лекции 2, работа с картинками представлена во всех разделах Young Learners English Tests.

Музыкально-ритмическая память подключается при закреплении разнообразного языкового материала: лексики, грамматики, коммуникативных формул вежливости (приветствие, просьба, извинение и пр.). В Starters, Movers и Flyers не встречаются рифмованные, ритмизованные или музыкальные задания, однако эффективность их для усвоения языкового материала не вызывает сомнений. Например, песня, содержащая предложения с названиями одежды и глаголом wear, используется для одновременного закрепления обозначений цвета, названий одежды и форм продолженного настоящего времени, необходимых для описания того, кто во что одет (Join Us 1 PB, p. 35):

Логико-математические способности активизируются не только при подсчете и последующем назывании количества предметов, в том числе, «спрятанных» в картинке, но и при проделывании с ними арифметических операций. Так, в Join Us 3 PB, p. 16 закрепляются названия чисел от одного до ста и предлагается задание на подсчет и поиск их логической последовательности. Числительные составляют важный элемент лексики и активно используются в экзаменационных заданиях, причем учащиеся должны уметь писать числа буквами, поскольку их буквенное изображение в английском используется активнее, чем в других языках, и в целом ряде случаев является обязательным. Кроме того, в раннем возрасте языковое развитие происходит параллельно с когнитивным, поэтому логико-математические формы тренировки мышления и памяти необходимы не в меньшей степени, чем все остальные. В следующем упражнении дети отвечают на вопросы, содержащие оборот “there are” и словесный эквивалент цифры, что дает преимущество ученикам с логико-математическими способностями, одновременно помогая всем учащимся активизировать данный тип памяти для усвоения не только числительных, но и грамматического материала.

Кинестетические каналы памяти используются в таких заданиях, которые используют метод опоры на физические действия – Total Physical Response (4), суть которого состоит в том, что единицы иностранного языка усваиваются параллельно с выполнением соответствующих действий. Это относится к овладению лексикой (например, глаголами движения) и грамматическими структурами, описывающими различные действия (например, Present Continuous). Задания с использованием кинестетических опор в Join Us предполагают просмотр видео и последующую имитацию как речевого, так и физического поведения героя – тигра Тоби. Следующий шаг – прослушивание аудиозаписи с одновременным просмотром картинок в учебнике с целью восстановить последовательность событий: You are hot. Take some money. Put it in your pocket. Run to the shop. A big ice-cream, please. That’s 70 p. Look for your money. Oh no! There’s a big hole in your pocket (Join Us 3 PB, p. 17):

Тактильная память, являющаяся частью кинестетической, и визуально-пространственная используются в заданиях на аудирование и раскрашивание. Их выполнение помогает запомнить не только названия предметов и цвета в их правильном произнесении, но и развивает мелкую моторику. Задания на аудирование и раскрашивание являются обязательной частью Young Learners English Tests, а именно, в Starters это Listening Part 4, в Movers и Flyers – Listening Part 5. Важно отметить, что аудиозапись к такому заданию в учебнике Join Us Starter намного проще, чем в экзамене уровня Starters, поскольку этот уровень экзамена сдается после прохождения первых трех уровней учебника. Она содержит цветовое описание предметов, каждый из них предмет сочетает два цвета (a red and blue boat, a yellow and green car), которые каждый ученик неизбежно распределит по-своему, так что работа над заданием даже на самом начальном уровне содержит творческий элемент, а раскрашенные каждым ребенком картинки будут интересны и другим детям (Join Us Starter РB, p. 40):

Интерес к природным явлениям и животным наблюдается у многих детей начального школьного возраста, однако учащиеся, более пристально наблюдающие за природой, получат удовольствие и, следовательно, извлекут большую пользу из заданий, в которых языковой материал запоминается за счет сформированного интереса к животному миру и уже усвоенного на родном языке материала природоведческого характера. Лингвистические способности помогают детям выполнить задания, в которых используются грамматические аналогии. Например, типы вопросов, начинающиеся с Is/Can/Has/Does, осваиваются на примерах предложений типа Is it a frog? Can it swim? Has it got four legs? Does it live in Africa? Для данного подхода принципиально то, что грамматический материал вводится не в форме правил, а с коммуникативным опережением, как это бывает при освоении родной речи в дошкольном возрасте. Заметное отличие от освоения дошкольником родной речи состоит в использовании не только слуховых и зрительных опор (в приводимом ниже примере это аудиозапись и изображения животных), но и чтения и письма в той мере, в какой дети уже овладели этими видами речевой деятельности на иностранном языке. Творческое отношение к словообразованию, игра со словами (crocofrog) знакомы детям по родному языку – они встречали в детских книжках слова типа «слонопотам».

Во всех уровнях и уроках учебника используется внимание к форме и порядку слов, грамматическим особенностям, хорошо развитое у детей с выраженным лингвистическим мышлением. Однако развитие лингвистического мышления у всех без исключения учащихся является одной из целей обучения иностранному языку на ранних этапах. Каждое задание, направленное на его развитие, готовит не только к экзамену, но и к выполнению все расширяющегося набора коммуникативных функций. Например, выполняя грамматическое задание на типы вопросов и опираясь на предыдущие разделы урока, дети проявляют и лингвистическую догадку, основанную на наблюдении и аналогии:

Интраперсональность, свойственная интровертам, используется в каждом уроке в заданиях, требующих вдумчивой индивидуальной работы: “Listen to the story and look at the pictures”, “Listen, point and repeat”, “Listen/read and colour/stick/write”. Многие индивидуальные задания представляют собой минипроекты: “Make a Christmas/Easter card”, “Make finger puppets”. Интерперсональность, свойственная экстравертам, используется при выполнении заданий, требующих взаимодействия с другими учащимися, во время которого в коммуникативно-значимых контекстах отрабатывается лексический и грамматический материал:

Все рассмотренные типы заданий развивают языковые знания и речевые навыки, необходимые для того, чтобы начать подготовку к экзаменам Young Learners English Tests. Сама подготовка требует знакомства с форматами экзаменов и тренировки в выполнении всех типов заданий. Для этого в Кембридже регулярно выпускаются экзаменационные сборники, содержащие оригиналы заданий последних лет (8), издано и специальное трехуровневое пособие Fun for Starters/Movers/Flyers (9). Последнее не является прямым воспроизведением экзаменационных заданий в виде упражнений – в нем уделяется пристальное внимание лексике и грамматике, владение которыми требуются для успешной сдачи того или иного уровня.

В разных уровнях этого курса имеется от 45 до 55 одностраничных тематических уроков, каждый из которых рассчитан на 45 минут. Книга для учителя содержит тщательный пошаговый разбор каждого урока, перечень вводимой и закрепляемой в данном уроке лексики и грамматики, их связь с отрабатываемыми экзаменационными навыками. Ксерокопируемый материал представляет собой тесты, дополнительные упражнения и разрезные карточки:

Having Fun

Sports Quiz

1. People who do this often stand or sit next to water and try to catch something to eat.

__________________________

2. People do this in winter when there is snow on the mountains and they wear warm clothes.

__________________________

3. Some people do this on ice and others do it on the road.

__________________________

4. People often play this sport inside and they hit a small ball on top of a table.

__________________________

5. In this sport, players try to hit a small, hard ball a long way and there are usually 18 flags.

__________________________

6. Players hit the ball with their arms and hands and they try to stop it falling on the ground.

__________________________

7. When we do this in the sea or a lake, we move through the water with our bodies.

__________________________

8. People do this in the sea or on a lake with a boat and they have races and competitions.

__________________________

9. In this sport, teams of five players bounce and throw a ball. They wear shorts and a T-shirt.

__________________________

10. In this sport, people hit a small, hard ball and try to score against the other team.

__________________________

Контрольные вопросы:

1. Определите различия между внешней и внутренней мотивацией в изучении английского языка учащимися начальной школы.

2. В чем суть теории Multiple Intelligences?

3. Как теория Ховарда Гарднера воплощается в педагогике и методике преподавания английского языка детям?

4. Какие задания опираются на визуально-пространственную и музыкально-ритмическую память?

5. Как обеспечивается коммуникативное опережение при введении новой грамматики?

6. Какие типы заданий предназначены для интровертов, а какие для экстравертов?

7. Как связана подготовка к экзаменам Starters/Movers/Flyers с общеязыковой подготовкой учащихся (хронологически и методически)?

Ссылки на литературу:

1. D. Vale. Teaching Children English. Cambridge University Press, 1995.

2. H. Gardner. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. New York: Basic Books, 1985.

3. H. Gardner. Multiple Intelligences: The Theory and Practice. New York: Basic Books, 1993.

4. J.C. Richards, T.S. Rodgers. Approaches and Methods in Language Teaching, 2nd ed. Cambridge University Press, 2001.

5. G. Gerngross, H. Puchta. Playway to English. Cambridge University Press, 1998.

6. G. Gerngross, H. Puchta. Join In. Cambridge University Press, 2000.

7. G. Gerngross, H. Puchta. Join Us for English. Cambridge University Press, 2006.

8. Cambridge Young Learners English Tests: Starters/Movers/Flyers. Cambridge University Press, 2007.

9. A. Robinson. Fun for Starters/Movers/Flyers. Cambridge University Press, 2006.

Людмила Михайловна Городецкая ,
к.филологич.н., доктор культурологии, доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова ;
Галина Васильевна Гуляева ,
ст. преподаватель кафедры теории и практики перевода института филологии и истории РГГУ