Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №24/2007

Курсы
повышения квалификации

Клековкина Елена Евгеньевна

Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по английскому языку

Учебный план

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Формат и структура ЕГЭ по английскому языку.

18

Лекция 2. Общие стратегии подготовки к ЕГЭ.

19

Лекция 3. Раздел ЕГЭ “Аудирование”.

20

Лекция 4. Раздел ЕГЭ “Чтение”.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2007 г.)

21

Лекция 5. Раздел ЕГЭ “Лексика и грамматика.”

22

Лекция 6. Раздел ЕГЭ “Письмо”.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2007 г.)

23

Лекция 7. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Монологическая речь.

24

Лекция 8. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Диалогическое высказывание.

 

Итоговая работа

Лекция 8
Устная часть ЕГЭ по английскому языку.
Диалогическое высказывание

Система проверяемых умений, типы заданий. Элементы, составляющие коммуникативное умение диалогической речи. Система упражнений для развития умений диалогической речи.
Типичные ошибки учащихся в устных ответах на ЕГЭ и пути их преодоления.

Устная коммуникация может протекать в форме монологической и диалогической речи. Монологическая речь зависит от интенции говорящего, который строит свое развернутое высказывание в зависимости от им самим выбранной стратегии. Диалогическая или полилогическая речь – прежде всего взаимодействие двух или более партнеров, где реализуются речевые интенции и стратегии всех его участников. Диалогическая речь на иностранном языке в силу своих характеристик (реактивности и ситуативности) сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнера по общению непредсказуема. Реализуемые языковые функции зависят не столько от выбранной говорящим стратегии развертывания высказывания, сколько от логики развития диалога, заранее неизвестной партнерам по общению.

В реальной жизни мы гораздо чаще вступаем в диалоги, чем выступаем с пространными монологами. В связи с этим при обучении иностранному языку все большее внимание уделяется формированию умений диалогической речи. Эта тенденция отражена в современных стандартах обучения иностранным языкам и обусловливает обязательную проверку умений спонтанной диалогической речи при итоговом контроле знаний и умений учащихся на выпускном экзамене.

Мы уже приводили пример задания из демоверсии ЕГЭ 2007 г., проверяющего диалогическую речь учащихся. Рассмотрим некоторые особенности данной части экзамена на примере подобного задания из демоверсии 2005 г. (номер задания С5, Task 3, а не С4, Task 2, как в демоверсиях 2007 и 2006 гг., обусловлен тем, что до 2006 г. в экзамене были представлены два задания по диалогической речи, первым из которых под номером С4, Task 2 располагался «Диалог с целью обмена фактической информацией»; в остальном приводимые из демоверсий 2005 и 2007 гг. примеры единственного присутствующего в настоящее время в ЕГЭ задания по диалогической речи «Диалог с целью обмена оценочной информацией» идентичны по своей структуре и дизайну).

C5 STUDENT CARD
Task 3 (3 – 4 minutes)
You have been on a tour to Great Britain. You have 4 hours before leaving for the airport. You and your friend are discussing how to spend this time. You can go:
to a museum;
• to the park;
• shopping;
• to the cinema;
• to a cafe.

The teacher will play the part of your friend.

Remember to:
discuss all the options;
take an active part in the conversation and be polite;
come up with ideas;
give good reasons;
find out your friend’s attitudes and take them into account;
• invite your friend to come up with suggestions;
come to an agreement.

На экзамене в диалоге с учеником участвует экзаменатор-собеседник (о стратегиях речевого поведения экзаменатора-собеседника мы скажем позже), который в данном типе задания всегда играет роль равного по социальному статусу партнера по общению (друга, одноклассника и т.д.). В ситуации общения, предлагаемой в таком задании, предполагается совместное участие собеседников в предстоящем действии, событии, занятии. Таким образом, партнеры одинаково заинтересованы в принятии удовлетворяющего их обоих решения в процессе обсуждения нескольких предлагаемых на выбор вариантов.

Во всех вариантах экзамена задания данного типа одинаковы по своей структуре и дизайну. С этой его стороной (и, соответственно, с основными стратегиями ведения беседы) учащиеся должны быть ознакомлены заранее, чтобы в процессе подготовки к выполнению конкретного задания на экзамене им оставалось только внимательно изучить его содержательное наполнение, определить конкретную ситуацию и коммуникативную задачу общения.

Ситуация общения всегда четко и лаконично конкретизируется в первых двух-трех предложениях задания, поэтому их следует читать особенно внимательно. В данном случае:
– ситуация общения – You have been on a tour to Great Britain. You have 4 hours before leaving for the airport. You and your friend are discussing how to spend this time;
– предмет обсуждения – куда пойти;
– предлагаемые варианты (сколько и какие) – You can go: to a museum, to the park, shopping, to the cinema, to a cafe.

После содержащихся в задании слов Remember to определяются коммуникативная задача (discuss all the options, come to an agreement) и основные особенности речевого поведения учащегося в рамках данного задания (take an active part in the conversation, be polite, come up with ideas, give good reasons, find out your friend’s attitudes and take them into account, invite your friend to come up with suggestions). Данная часть экзаменационного задания дублируется во всех его вариантах и должна быть хорошо освоена учащимися в процессе подготовки к экзамену, поскольку именно перечисленные компоненты диалогической речи учащихся оцениваются на экзамене.

Остановимся подробнее на каждом из них:
• Discuss all the options
Обязательно обсудить все предлагаемые варианты, вне зависимости от собственных предпочтений. Пропуск одного из вариантов может повлечь за собой снижение балла за выполнение задания.

• Take an active part in the conversation
Здесь определяется общая активная позиция экзаменуемого в беседе. Учащийся должен быть инициативным партнером по общению, а не пассивно ожидать вопросов со стороны собеседника. В данном типе задания беседу начинает учащийся (обычно в задании присутствует фраза «You begin the conversation»). Необходимо начать беседу с краткого вступления – объяснения ситуации. В данном задании, например, – «Как жаль, что мы уже уезжаем. Но ведь у нас еще целых 4 часа перед отъездом. Давай подумаем, как их лучше провести». Далее следует активно инициировать беседу: предлагать варианты для обсуждения, задавать соответствующие речевой ситуации вопросы (см. ниже), при необходимости переспрашивать, уточнять мнение собеседника, осуществлять переход от одного варианта к другому, в завершение беседы после обсуждения всех вариантов самому предложить решение (решение должно логично вытекать из всего сказанного обоими партнерами), не забыть при этом еще раз поинтересоваться мнением собеседника.

• Be polite
Вежливость в диалоге предполагает прежде всего проявление заинтересованности по отношению к своему партнеру по общению, обязательное реагирование на его реплики (пусть порою с помощью коротких реплик реагирования). Необходимо внимательно слушать партнера и давать адекватные реакции на то, что он говорит. В данном типе диалога чаще всего ответными реакциями будут согласие или несогласие (причем вежливое), и, возможно, удивление, сомнение. При этом безусловно следует стараться использовать разнообразные языковые средства для выражения данных языковых функций.

• Come up with ideas
Экзаменуемый должен активно предлагать варианты для обсуждения (естественно, после достаточно подробного обсуждения каждого предыдущего). Обычно беседа складывается таким образом, что один или два варианта предлагаются экзаменатором-собеседником (это естественно в данном типе диалога и не ведет к снижению баллов). Но в остальных случаях инициатива должна исходить от учащегося.

• Give good reasons
При предложении своего варианта следует давать четкие развернутые аргументы в его пользу. В случае несогласия собеседника необходимо реагировать на его реплики своими контраргументами, согласуя их с его доводами. Умение услышать партнера и адекватно и аргументированно реагировать в спонтанных ответных репликах особенно ценно в данном типе диалога. Однако совсем необязательно всегда не соглашаться с партнером, ведь в реальной коммуникации мы достаточно часто пересматриваем свою точку зрения, взвешивая доводы «за» и «против». При согласии с мнением собеседника важно привести дополнительные доводы в пользу обсуждаемого варианта или развернуть аргумент собеседника.

• Find out your friend’s attitudes
Активность и вежливость собеседника предполагает заинтересованность во мнении партнера по общению, поэтому в беседе учащемуся следует интересоваться мнением собеседника по поводу предлагаемых вариантов, запрашивать его согласие или несогласие со своей точкой зрения. При необходимости можно задать уточняющие вопросы, переспросить собеседника. Не следует бояться делать это в случае непонимания собеседника – баллы за это не снижаются, скорее наоборот; ведь в данном случае проявляет себя компенсаторный компонент коммуникативной компетенции, столь необходимый нам в реальном общении. Речевые формулы, используемые учащимися для реализации перечисленных языковых функций, должны быть достаточно разнообразны.

...and take them into account

Необходимо учитывать мнение собеседника и приводимые им аргументы при принятии окончательного решения, которое должно стать логическим завершением диалога. Если решение, предлагаемое экзаменуемым, противоречит содержанию проведенной беседы, коммуникативная задача может оказаться невыполненной. Это означает, что участник беседы формально проговаривал свои доводы, не следил за репликами собеседника и логикой развития диалога.

• Invite your friend to come up with suggestions

Инициативность в беседе предполагает умение вовлечь партнера в диалог, стимулировать его ответные реплики. В данном типе диалога это проявляется не только в умении запросить мнение собеседника, но и в приглашении предлагать свои варианты для обсуждения.

• Come to an agreement
Объявление совместного выбора в данном типе задания – завершение решения коммуникативной задачи. Необходимо знать, что сформулировано это решение должно быть учащимся, а не экзаменатором-собеседником. Однако зачастую экзаменатор стимулирует ученика к принятию решения (So, what do we decide?, etc.). Такое поведение экзаменатора корректно и не приводит к потере баллов при оценке ответа экзаменуемого. Дело в том, что учащемуся затруднительно при ведении диалога следить за временными рамками выполнения задания, поэтому во временном отношении беседа регулируется экзаменатором-собеседником. Это проявляется и в том, что при необходимости экзаменатор стимулирует переход от обсуждения одного варианта к следующему в случае, если первому уделяется слишком много времени и возникает опасность не успеть обсудить остальные. Однако учащемуся все же следует помнить, что при принятии решения надо учитывать сказанное по всем предлагаемым в задании вариантам и распределять время более или менее равномерно между их обсуждением.

Дополнительно к сказанному необходимо помнить, что диалог – это не обмен монологами. Многие из приводимых в STUDENT CARD инструкций по ведению диалога стимулируют учащегося к речевому взаимодействию с партнером в процессе обмена связанными друг с другом репликами (так называемому turn taking). Использование языковых средств, связывающих реплики партнеров по общению в диалогические единства – одно из необходимых умений диалогической речи.

Для полного понимания того, как протекает беседа по обсуждаемому заданию, необходимо представлять себе особенности речевого поведения экзаменатора в рамках задания «Диалог с целью обмена оценочной информацией». Прежде всего, напомним, что экзаменатор не принимает участие в оценивании (это функция присутствующего на экзамене оценивающего эксперта), его предназначение – обеспечить условия для максимально полной реализации устных коммуникативных умений экзаменуемого. В данном типе задания экзаменатор играет роль (student’s friend), уготованную ему карточкой экзаменатора-собеседника (INTERLOCUTOR CARD) и не имеет права во время протекания беседы выходить из этой роли.

Приведем пример карточки к рассмотренному нами заданию из демоверсии 2005 г.

INTERLOCUTOR CARD
Task 3 (3 – 4 minutes)
You and the student are discussing how to spend four hours you have before leaving for the airport.
These are your ideas about each option:

 

+

museum

– I think it’s better to spend some time in the open air rather than somewhere inside.
– The excursion may be boring
– I’d rather see some famous sights, take photos and then show them to our family and friends.

– You know, I’m fond of visiting museums, I like the atmosphere there, it’s so relaxing.
– We shouldn’t miss the opportunity to see the exhibits famous all over the world.

park

– I guess parks look the same almost everywhere. I don’t think there is anything special about them.
– What if the weather changes for the worse? English weather is so unpredictable.

– It sounds terrific! We may enjoy sunny weather and have a nice time there.
– It’s so nice to be in the open air for a change. We have already visited so many museums.
– I haven’t been to any park in Great Britain yet. I think it would be interesting to know what they are like here.

shopping

– To be honest I didn’t plan spending any more money.
– The shops are usually crowded and I am tired of too many people around me.
– You know I just hate shopping.

– We could buy some more souvenirs. I like giving small gifts to my relatives and friends.
– It’s a good way to relax.
– Why don’t we do some window-shopping. It’s fun.

cafe

– I don’t feel like eating.
– I’d rather see more of the town than while the time away in a cafe.
– I’m afraid I don’t have enough money for a cafe.

– That’s a good idea. I’m tired and hungry.
– We may try new foods.
– What about going to a teashop? They are normally beautifully decorated. We can try delicious English tea there.

Note: Make sure all the options have been discussed.

When discussing each option first use the information that is contrary to what the student says. You may choose to make use of some ideas only.

Do not speak first all the time but ask the student what s/he thinks about the options.

Invite the student to come up with her/his suggestions, especially if s/he readily agrees with the things you say. If the student says all the time, “What do you think about it?” without expressing her/his own opinion, say, “Sorry, I don’t know.” or “I’m not sure. How do you feel about it?”

SKILLS TO BE TESTED:
The student is expected to demonstrate her/his ability to:
initiate and maintain conversation;
come up with suggestions;
give good reasons;
find out her/his partner’s attitudes;
invite the partner to come up with suggestions;
agree or disagree with her/his partner’s opinion;
reach an agreement by taking into account the partner’s attitudes.

Перечисление оцениваемых с помощью данного задания частных речевых умений диалогической речи учащегося на карточке экзаменатора-собеседника не случайно, поскольку именно их проявлению должен способствовать экзаменатор в качестве партнера по общению. Основная стратегия его речевого поведения регламентирована в указаниях по ведению беседы, следующими после таблицы с аргументами «за» и «против»:
– быть «скромным» партнером по общению, в беседе не доминировать, не отбирать инициативу у учащегося;
– не перебивать собеседника, давать учащемуся высказаться;
– использовать приводимые в карточке аргументы (не свои!) для обеспечения равных условий для всех экзаменуемых;
– использовать как можно полнее приводимые аргументы для того, чтобы дать стимул для реакций экзаменуемого;
– стимулировать аргументацию в случае, если экзаменуемый недостаточно самостоятелен;
– выступить с предложением одного из вариантов (максимум двух), чтобы дать возможность экзаменуемому на него отреагировать;
– обеспечить обсуждение всех вариантов;
– следить за временем и вовремя предложить завершить беседу.

Устные ответы учащихся по заданию «Диалог с целью обмена оценочной информацией» оцениваются на основе использования общей схемы оценивания устных ответов учащихся (см. лекцию 7). Критерии оценивания «Содержание» и «Взаимодействие» конкретизируются с помощью дополнительных шкал оценивания по каждому конкретному заданию и полностью соответствуют подлежащим реализации умениям устной речи, указанным в STUDENT CARD и INTERLOCUTOR CARD:
Content
1) all the 5 options discussed;
2) good reasoning provided;
3) utterances coherent;
4) decision on how to spend the time made;
5) politeness conventions used (when agreeing/disagreeing).

Interaction
1) initiates conversation:
– explains the situation;
– comes up with suggestions;
– attempts at final decision;
2) maintains conversation:
a) responds to the partner’s information by:
– agreeing/disagreeing;
– (maybe) stating how certain s/he is of something;
– (maybe) expressing her/his surprise (pity,etc);
b) keeps turn taking:
– finds out the partner’s attitude;
– invites the partner to make suggestions
c) can repair communication breakdown if necessary by:
– indicating lack of comprehension and requesting clarification;
– checking if she/he has been understood
(содержание дополнительных шкал оценивания заимствовано из «Учебно-методического пособия для подготовки экзаменаторов и экспертов Единого государственного экзамена. Английский язык. Часть 2. Говорение.», авторы Е.Ф.Прохорова, Т.М.Тимофеева и др., изд-во «Уникум-Центр», Москва, 2003 г.)

Итак, выделим умения диалогической речи, которые в той или иной степени проявляют себя в разных видах диалога и, таким образом, подлежат формированию и могут быть выделены как объекты контроля на итоговом экзамене по английскому языку (и прежде всего – Едином экзамене по английскому языку):
1. Понимать и во взаимодействии с партнером решать коммуникативные задачи, логично и связно строить диалог в зависимости от коммуникативной задачи.
2. Понимать реплики партнера при речевом взаимодействии.
3. Адекватно спонтанно реагировать на реплики собеседника (реагировать кратко с помощью реплик реагирования, отвечать на вопросы, соглашаться/не соглашаться с партнером и т.д.).
4. Сообщать информацию, логично и связно строить свои реплики, при необходимости аргументируя свою позицию.
5. Запрашивать информацию, используя адекватно речевой задаче вопросы разной функциональной направленности.
6. Адекватно ситуации общения выбирать стиль речи (разговорный, неофициальный, официальный).
7. Адекватно речевой ситуации использовать средства речевого этикета.
8. Использовать продуктивные и рецептивные лексические и грамматические навыки в соответствии с коммуникативной задачей.
9. Использовать адекватно коммуникативной задаче разнообразные средства реализации языковых функций (сомнение, удивление, удовольствие, согласие, несогласие и т.д.), разговорные клише.
10. Быть инициативным партнером по общению: вовлекать собеседника в диалог, пользоваться компенсаторными стратегиями при сбое в коммуникации.
11. Быть активным, но и не доминировать при общении. Уважать точку зрения собеседника, не навязывать свое мнение. Соблюдать очередность при обмене репликами.

Недочеты в ответах учащихся на экзамене связаны с недостаточной сформированностью тех или иных умений, составляющих комплексное умение диалогической речи. Наиболее распространенными из них являются:
– недостаточное использование разнообразных языковых средств для передачи тех или иных реализуемых в диалоге языковых функций;
– неумение давать адекватную спонтанную реакцию на реплики партнера (в значительной степени обусловленное невнимательным отношением к тому, что говорит партнер по общению);
– неумение логично и четко аргументировать свою позицию;
– неумение принять решение адекватно логике развития диалога и позиции собеседника;

Зачастую погрешности в ответах учащихся бывают связаны
– с невнимательным прочтением задания и непониманием поставленной речевой задачи;
– с общей неготовностью к общению: формальным отношением к коммуникации, которое превращает диалог в обмен несвязанными друг с другом репликами или в монолог с формально присутствующими в нем вопросами к собеседнику, ответов на которые учащийся либо не ожидает вообще, либо не слушает их и не учитывает при завершении диалога.

Диалогическая речь является комплексным интегративным коммуникативным умением и требует формирования всей иерархии составляющих его компонентов. Система упражнений, представленная в учебных пособиях Speaking and Listening и Сборнике тестов для подготовки к ЕГЭ серии Macmillan Exam Skills for Russia, способствует формированию и совершенствованию частных составляющих умений комплексного умения диалогической речи и помогает предотвращению ошибок при ведении диалога. В пособии той же серии Grammar and Vocabulary тщательной отработке подвергаются продуктивные и рецептивные навыки и умения употребления грамматических структур и лексических единиц (слов, фразовых глаголов, устойчивых сочетаний).

Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ содержит в каждом из своих 20 тренировочных тестов задания формата ЕГЭ «Диалог с целью обмена фактической информацией» и «Диалог с целью обмена оценочной информацией». В составе предваряющих тесты комплексов подготовительных упражнений содержатся задания, где различные виды и умения диалога отрабатываются в формате ЕГЭ. Таким образом, учащиеся получают возможность освоить особенности диалогической речи и технологию выполнения заданий ЕГЭ.

Приведем примеры подготовительных упражнений и соответствующих им заданий из тренировочных тестов:

Тестовое задание
Тест 13

STUDENT CARD

Task 3 (3–4 minutes)
You are at an airport and your flight has been delayed by two hours. You and your friend are discussing how to spend this time. You can:
play video games
do some shopping
watch the planes
have a meal
find somewhere to sleep

The teacher will play the part of your friend.

Remember to:
discuss all the options
take an active part in the conversation and be polite
come up with ideas
give good reasons
find out your friend’s attitudes and take them into account
• invite your friend to come up with suggestions
come to an agreement

В предваряющих задание подготовительных упражнениях внимание учащихся привлекается к особенностям ведения данного вида диалога (упражнение 1); им предлагается вспомнить разнообразные речевые формулы, с помощью которых в диалоге они смогут предлагать варианты для обсуждения (упражнение 2).

Подготовительные упражнения
1. Look at the Student Card and choose ‘Do’ or ‘Don’t’ for each of the following statements.

1. Remember to ask your friend
for their opinion of each choice.

Do/Don’t

2. Just give your opinion without
any explanation why.

Do/Don’t

3. Wait for your friend to ask questions
and never ask them any.

Do/Don’t

4. Agree or disagree with your friend’s
suggestions and say why.

Do/Don’t

5. Try to say as much about each
option as you can.

Do/Don’t

[key: 1 Do, 2 Don’t, 3 Don’t, 4 Do, 5 Do]

2. Complete these questions in as many different ways as you can. Compare your ideas to your partner’s.

_________________ go and watch the planes?

________________ going and watching the planes?

Why don’t we...

How about...

[key: (suggested answers)

__________________ go and watch the planes?

_______________ going and watching the planes?

Why don’t we...
Shall we...
Do you think we should...
Do you want to...
Would you like to...

How about...
What about...
Do you feel like...
What do you think of...
Do you fancy...

Как уже было отмечено, недостатком диалогической речи многих учащихся является недостаточное разнообразие используемых ими в беседе способов реализации различных языковых функций. В следующих ниже упражнениях отрабатывается использование языковых структур для формулировки аргумента (тест 3), согласия/ несогласия (тест 9).

Подготовительные упражнения
Тест 3

1. Choose the correct word or phrase to complete these phrases.
1. Getting a book would/should be a good idea because...
2. One thing we would/should remember is that...
3. Personally, I suggest to get/getting a new pen because...
4. One advantage of get/getting a briefcase is ...
5. In my opinion, it would/should be best to get a picture because...

2. Imagine your teacher is leaving the school. You have collected some money to buy him/her a present. Choose one of the following presents to buy your teacher and explain why you think it would be a good idea. Try to use the phrases from exercise 1.

a box of chocolates

a book

a new briefcase

a picture of the class

a new pen

something else

Подготовительные упражнения
Тест 9
1. Complete the phrases using the words in the box.

afraid  are  certain  completely  good  have  point

1 I’m _____________ I don’t agree because ...
2 I agree up to a _______, but ...
3 That’s a _____________ point, and ...
4 I __________ to disagree with you.

5 Yes, I ___________ agree with you.
6 Well, I agree to a _________ extent, but ...
7 You _______________ right, and ...

[key: 1 afraid, 2 point, 3 good, 4 have, 5 completely, 6 certain, 7 are]

2. Write each phrase in exercise 1 in the correct column in the table.

agree

agree partly agree, partly disagree

disagree

 

 

 

[key:

agree

agree partly agree, partly disagree

disagree

That’s a good point, and ...
Yes, I completely agree with you.
You are right, and...

I agree up to a point, but ...
Well, I agree to a certain extent, but ...

I’m afraid I don’t agree because ...
I have to disagree with you.

В подготовительных упражнениях к тесту 10 отрабатываются способы передачи различных языковых функций в рамках данного вида диалога, в упражнении 1 заложен алгоритм ведения диалога, который предлагается реализовать в рамках задания базового уровня и впоследствии – более сложного задания тренировочного теста.

Подготовительные упражнения
Тест 10

1. Write a word from the box in each gap to complete these phrases.

about  best  do  don’t  idea  let’s  sure  thing  think  wonder

1. I _______________ if we should….
2. Maybe the best _____________ would be to…
3. Why _______________ we…?
4. What do you think _____________ …?
5. I think the _____________ thing might be to…
6. I’m not ______________ I agree, to be honest.
7. I don’t _______________ we should…
8. I’m not convinced it’s a good _______ because…
9. _______________ think about…
10. So, _______________ we agree?

[key: 1 wonder 2 thing 3 don’t 4 about 5 best 6 sure 7 think 8 idea 9 Let’s 10 do

2. In pairs, carry out the activity below. Use the phrases from exercise 1 to help you.

You and your partner are friends. You have another friend, called Catherine, whose birthday is next week. You want to get her a present together. You can get:
a necklace
a CD
a book
Discuss the possibilities. Try to reach agreement at the end.

В качестве умений устной речи (монологической и диалогической), на которые нацелены отдельные циклы упражнений в пособии Speaking and Listening, обозначены:
Expressing attitude and opinion
Agreeing and disagreeing
Giving personal information
Speculating
Comparing and contrasting
Giving information
Suggesting and recommending
Expressing opinions, giving reasons and examples
Asking and answering questions
Discourse management (turn-taking, listening, responding, initiating, connecting ideas)
Logical cohesion
Producing the correct register (tone, style, level of formality, etc)
Pronunciation
Принцип построения пособия – интеграция серии упражнений, направленных на формирование того или иного составляющего частного умения устной речи в цикл заданий для совершенствования целого комплексного умения.

Контрольные вопросы:
1. Чем обусловлены трудности продуцирования диалогической речи?
2. Каковы виды диалогов, которые могут быть включены в ЕГЭ? Какие из них входили в состав ЕГЭ 2004 – 2005 гг.? Какое задание по диалогической речи включено в состав экзаменов 2006-2007 гг.?
3. В чем заключается специфика задания ЕГЭ «Диалог с целью обмена оценочной информацией»?
4. Какие умения диалогической речи должны проявить учащиеся в задании «Диалог с целью обмена оценочной информацией»?
5. Какова стратегия поведения экзаменатора-собеседника в данном типе задания?
6. Как оценивается диалогическая речь учащихся?
7. С чем могут быть связаны ошибки учащихся при выполнении задания «Диалог с целью обмена оценочной информацией» и какие упражнения могут способствовать их предотвращению?

_______________________________________________________________________________________

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Вам необходимо выполнить итоговую работу и выслать ее до 28 февраля по адресу: ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165. Педагогический университет “Первое сентября”.
К материалам итоговой работы необходимо приложить справку (акт о внедрении педагогических технологий), заверенную в вашем образовательном учреждении. Бланк справки высылается слушателям по почте.

1. Составьте памятки для учащихся (Dos and Don’ts) по каждому из разделов экзамена, которые могут помочь им при подготовке к экзамену и при его прохождении.
2. Проведите пробный экзамен, используя один из демонстрационных вариантов ЕГЭ.
3. Обобщите результаты экзамена в таблице: фамилии учащихся (не менее 10), баллы по каждому из заданий каждого раздела, общий балл.
4. Определите наиболее типичные ошибки учащихся и проблемы, с которыми они связаны. Определите пути решения этих проблем.
5. Отберите три оцененных вами экзаменационных ответа (сильного, среднего и слабого ученика) по всем разделам экзамена. Сделайте подробный анализ их ошибок. Включите в пакет присылаемых вами материалов тексты устных монологических ответов учащихся и тексты их диалогов с экзаменатором-собеседником.