Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №23/2007

Курсы повышения квалификации

Клековкина Елена Евгеньевна

Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по английскому языку

Учебный план

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Формат и структура ЕГЭ по английскому языку.

18

Лекция 2. Общие стратегии подготовки к ЕГЭ.

19

Лекция 3. Раздел ЕГЭ “Аудирование”.

20

Лекция 4. Раздел ЕГЭ “Чтение”.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2007 г.

21

Лекция 5. Раздел ЕГЭ “Лексика и грамматика.”

22

Лекция 6. Раздел ЕГЭ “Письмо”.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2007 г.)

23

Лекция 7. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Монологическая речь.

24

Лекция 8. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Диалогическое высказывание.

 

Итоговая работа

Лекция 7
Устная часть ЕГЭ по английскому языку.
Монологическая речь

Процедура проведения устной части. Система проверяемых умений, типы заданий. Критерии оценивания устных ответов учащихся. Элементы, составляющие коммуникативное умение монологической речи. Система упражнений для развития умений монологической речи.

В современном обществе трудно переоценить значимость умения устно общаться на иностранном языке (в особенности, английском). Поэтому и в образовательном процессе по иностранным языкам на первый план в настоящее время выходит обучение устноречевому общению в целом и говорению как его основополагающей части. Умения учащихся в данном виде речевой деятельности могут и должны формироваться и оцениваться через задания, стимулирующие соответствующий вид деятельности, т.е. говорение. Именно этим обусловлено присутствие в Едином государственном экзамене по иностранным языкам устной части (раздел «Говорение»), принципиально отличающей его от экзаменов по всем остальным предметам.
Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, устная часть экзамена проводится по строго регламентированной процедуре, о которой выпускники должны знать заранее. После окончания письменной части экзамена учащиеся приглашаются в аудиторию для ожидания, а затем по очереди – в аудиторию для подготовки к устному ответу. Здесь в течение 5 – 10 минут (это время также регламентировано) они знакомятся с экзаменационными заданиями, которые им предстоит выполнить на устном экзамене. При подготовке им разрешается делать краткие записи на бланке-карточке (наметить стратегию ответа, записать при необходимости нужные языковые единицы и т.д.). На бланке-карточке проставляется кодовый номер экзаменуемого, который впоследствии называется им и фиксируется экзаменатором в протоколе оценивания в экзаменационной аудитории. В то же время, как уже было сказано, бланк-карточка при подготовке устного ответа служит черновиком, которым разрешено пользоваться во время прохождения экзамена (записи не проверяются и не оцениваются). Позже мы скажем, на что необходимо обратить внимание при подготовке каждого из заданий, здесь же отметим, что предоставленное время надо использовать максимально полно для ознакомления с содержанием, темой каждого из заданий, так как впоследствии такой возможности учащиеся будут лишены (цель данного раздела экзамена – проверить умения неподготовленной речи). Необходимо обратить внимание на все детали задания и впоследствии строить в соответствии с ними свой устный ответ: от полноты выполнения задачи зависит оценка устного высказывания. Попытка написать заранее подробный ответ к одному из заданий неминуемо приведет к тому, что экзаменуемый не успеет понять суть другого задания, что сделает его выполнение затруднительным.
По истечении установленного времени учащиеся переходят в экзаменационные комнаты, где с каждым из них экзамен проводится индивидуально в форме беседы с экзаменатором-собеседником. Задача экзаменатора-собеседника – способствовать созданию спокойной, располагающей к общению обстановки и помочь экзаменуемому максимально полно реализовать свои умения устного общения в каждом из заданий. Экзаменатор пользуется так называемой карточкой экзаменатора-собеседника (interlocutor card), являющейся частью КИМов и разрабатываемой по каждому из заданий экзамена (примеры приведем ниже). Эти карточки регламентируют речевое поведение экзаменатора-собеседника и призваны обеспечить равные условия прохождения экзамена для всех учащихся.
Оценивание устного ответа проводится оценивающим экспертом, который не принимает участия в беседе. Он располагается за отдельным столом поодаль от собеседников (учащегося и экзаменатора), обращаться к нему во время беседы не нужно.
Учащиеся должны быть заранее готовы к тому, что их устный ответ будет записываться на магнитофон. Это необходимо для второго оценивания, которое проводится вторым экспертом по магнитофонной записи после окончания экзамена. Два (иногда три – при более чем допустимом расхождении баллов первого и второго оценивания) необходимы для обеспечения объективности конечной оценки устного ответа. Выпускникам следует стараться вообще не обращать внимания ни на оценивающего эксперта, ни на стоящий на столе магнитофон. Немного забегая вперед, скажем, что приучать себя к записи на магнитофон учащимся стоит в процессе подготовки к экзамену. Магнитофонные записи устных ответов можно использовать достаточно плодотворно для анализа собственных высказываний и последующей коррекции содержащихся в них языковых и содержательных ошибок (с помощью учителя или самостоятельно), а также для анализа ответов своих одноклассников (безусловно, при согласии самих учащихся). Опыт показывает, что «боязнь магнитофона» при регулярном использовании такого вида работы проходит полностью.
Беседа на экзамене начинается с вступительной части-разминки (warm up), в процессе которой экзаменатор задает учащемуся несколько несложных вопросов, ответы на которые не оцениваются, а служат лишь для того, чтобы экзаменуемый немного привык к своему собеседнику и включился в беседу. Далее предлагается приступить к выполнению первого задания, а затем – второго. Нельзя забывать, что время устных ответов регламентировано (оно указано на карточке по каждому из заданий) При устных ответах экзаменуемый пользуется карточкой с заданиями (где определяется тема, содержание, коммуникативная задача, ситуация общения) и своими черновыми записями на бланке-карточке.
В реальной жизни говорение может протекать в диалогической и монологической форме. Это сложное интегрированное коммуникативное умение, в процессе обучения которому подлежат формированию две группы специфических умений: монологические и диалогические.
В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной устной речи в развернутых устных диалогических и монологических высказываниях разных видов: диалоге этикетного характера; диалоге – расспросе; диалоге – побуждении к действию; диалоге – обмене мнениями, сообщениями; в самостоятельном монологическом высказывании с использованием описания, рассуждения, повествования и т.д. (см. кодификатор элементов содержания, проверяемых заданиями ЕГЭ).
До 2006 г. раздел ЕГЭ «Говорение» состоял из трех заданий:
1. (С3) «Тематическое монологическое высказывание» (3 – 3,5 мин., задание базового/повышенного уровня);
2. (С4) «Диалог с целью обмена фактической информацией» (1,5 – 2 мин., задание повышенного уровня);
3. (С5) «Диалог с целью обмена оценочной информацией» (4 – 5 мин., задание высокого уровня).
С 2006 г. задание «Диалог с целью обмена фактической информацией» было изъято из экзамена, и соответственно время устного ответа было сокращено с 12 до 10 минут.
Уровень сложности заданий зависит от степени самостоятельности высказывания, степени произвольности или, напротив, непредсказуемости его развития (наличие вопросов, реплик собеседника, влекущих за собой неожиданные повороты в ходе беседы); сложности тематики, разнообразия и сложности используемых языковых функций, сложности используемого языкового материала.
Приведем примеры заданий «Тематическое монологическое высказывание» и «Диалог с целью обмена оценочной информацией» из демонстрационного варианта ЕГЭ 2007 г.:

C3
Task 1 (3 – 3.5 minutes)

Give a 2-minute talk on famous people.

Remember to say:
• what makes people famous (writers, singers, politicians, etc.);
• what famous people/person you like, and why;
• where you prefer to get information about famous people from, and why;
• if the life of a famous person is easy, and why/why not.

You will have to talk for 1.5 – 2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Then she\he will ask you some questions.

C4
Task 2 (3 – 4 minutes)

Your friend and you are asked to organize a special event during the Arts Week for senior classes of your school. You can choose from:
• picture exhibition;
• musical;
• disco;
• photo competition.

Discuss with your friend and choose the one you both would like to be responsible for.

You begin the conversation. The examiner will play the part of your friend.

Remember to:
• discuss all the options;
• take an active part in the conversation and be polite;
come up with ideas;
• give good reasons;
• find out your friend’s attitudes and take them into account;
• invite your friend to come up with suggestions;
• come to an agreement.

Для успешного выполнения заданий учащимся необходимо продемонстрировать следующие основные умения монологической и диалогической речи:
1. полностью и самостоятельно решить поставленную коммуникативную задачу;
2. продемонстрировать владение продуктивными лексическими и грамматическими навыками, достаточными для решения поставленной коммуникативной задачи
3. самостоятельно строить развернутое высказывание;
4. логично и связно строить высказывание, адекватно используя средства логической связи;
5. выбирать и использовать адекватный стиль речи (соответственно ситуации общения, поставленной коммуникативной задаче, статусу партнера по общению);
6. адекватно ситуации общения употреблять формулы речевого этикета;
7. соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи, как повествование описание, рассуждение и характерные для них языковые средства; уметь аргументировать свою точку зрения;
8. поддерживать беседу, адекватно реагировать на реплики собеседника;
9. быть инициативным партнером по общению (при необходимости начинать, заканчивать беседу, задавать вопросы, менять тему беседы, запрашивать мнение собеседника);
10. проводить свою стратегическую линию в общении, учитывая при этом мнение собеседника;
11. соблюдать очередность при обмене репликами;
12. пользоваться компенсационными стратегиями при сбое в коммуникации (переспрашивать при непонимании и т.д.).
Оценивание устных высказываний учащихся производится по общей схеме оценивания, в которой находят отражение все перечисленные компоненты комплексного речевого умения говорения. Схема оценивания содержит 5 критериев, по которым производится оценивание каждого из устных ответов, и определяет требования к качеству ответов по каждому из критериев.

Схемы оценивания выполнения заданий раздела «Говорение»
(Максимум 20 баллов)

Критерии оценивания выполнения заданий С3 – С4

Баллы

Решение коммуникативной задачи
(содержание)

Взаимодействие с собеседником

 

К6 (С3)

К6 (С4)

К7 (С3)

К7 (С4)

3

Задание полностью выполнено: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме, социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения.

Демонстрирует способность логично и связно вести беседу: начинает, при необходимости, и поддерживает ее с соблюдением очередности при обмене репликами, проявляет инициативу при смене темы, восстанавливает беседу в случае сбоя.

2

Задание выполнено: цель общения достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме, в основном социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения.

В целом демонстрирует способность логично и связно вести беседу: начинает, при необходимости, и в большинстве случаев поддерживает ее с соблюдением очередности при обмене репликами, не всегда проявляет инициативу при смене темы, демонстрирует наличие проблемы в понимании собеседника.

1

Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме, социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией общения.

Демонстрирует неспособность логично и связно вести беседу: не начинает и не стремится поддерживать ее, не проявляет инициативы при смене темы, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте; в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника.

0

Задание не выполнено: цель общения не достигнута.

Не может поддерживать беседу.

Баллы

Лексическое
оформление речи

Грамматическое
оформление речи

Произношение

 

К8 (C4)

К9 (C4)

К10 (C4)

3

Демонстрирует словарный запас, адекватный поставленной задаче.

Использует разнообразные грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей; практически не делает ошибок.

 

2

Демонстрирует достаточный словарный запас, в основном соответствующий поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и отдельные неточности в их употреблении.

Использует структуры, в целом соответствующие поставленной задаче; допускает ошибки, не затрудняющие понимания.

Речь понятна: соблюдает правильный интонационный рисунок; не допускает фонематических ошибок; практически все звуки в потоке речи произносит правильно.

1

Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи.

Делает многочисленные ошибки или допускает ошибки, затрудняющие понимание.

В основном речь понятна: не допускает грубых фонематических ошибок; звуки в потоке речи в большинстве случаев произносит правильно, интонационный рисунок в основном
правильный.

0

Словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи.

Неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи.

Речь почти не воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок и неправильного произнесения многих звуков.

Примечание: Критерий «Орфография и пунктуация» (К5) в разделе «Письмо» и критерий «Произношение» (К10) в разделе «Говорение» оцениваются по шкале 0 – 2 балла.

Эксперты оценивают выполнение заданий С1 по критериям К1 и К2, задание С3 по критериям К6 и К7. Задание С2 оценивается по критериям К1 – К5, задание С4 по критериям К6 – К10.

Схема оценивания определяет общий подход к оцениванию устных ответов. Критерии оценки по-разному проявляют себя в разных типах заданий, проверяющих разные виды устной речи. Уточнение критериев оценивания происходит с помощью дополнительных шкал оценивания по каждому конкретному заданию.
Остановимся подробнее на особенностях первого задания раздела «Говорение», оценивающем умения монологической речи учащихся.
Критерий «Содержание» конкретизируется в дополнительной схеме оценивания этого задания следующим образом:
1) all the ideas covered;
2) good reasoning provided;
3) utterances coherent.
Таким образом, для раскрытия темы и решения поставленной задачи следует раскрыть все обозначенные в задании аспекты темы (в приведенном из демоверсии 2007 г. примере Talk on famous people их четыре). Высказывание по каждому пункту должно быть развернутым, последовательным и логично построенным. По формулировке вопросов задания видно, что ожидаемый коммуникативный тип речи в устном ответе – рассуждение, характеристика. Требуется дать оценку, выразить собственное мнение по поводу жизни знаменитых людей. Следует обратить внимание учащихся на присутствие почти во всех тестовых вопросах задания слова Why. Высказывание – рассуждение требует наличия аргументов. Good reasoning, хорошая аргументация в данном задании – это обязательное условие решения коммуникативной задачи. Хорошая аргументация предполагает наличие хотя бы одного, но развернутого и корректно, четко и связно сформулированного аргумента в поддержку своего мнения, т.е. ответа на вопрос «почему»; по возможности и при необходимости (если этого требует задание) сопровожденного примером. При этом необходимо, чтобы предложения внутри ответа по каждому из пунктов темы были связаны в цельное развернутое высказывание с помощью соответствующих средств связи (союзов и т.д.). Однако для того, чтобы успеть в указанное время (1,5 – 2 минуты) раскрыть все аспекты задания, высказывание по каждому пункту должно содержать не больше 4 – 5 предложений. Но – нельзя ограничиваться одним предложением! Даже при отсутствии вопроса Why необходимо дать краткий комментарий, привести пример.
Как ведет себя экзаменатор в рамках данного задания? Его речевое поведение регламентировано так называемой INTERLOCUTOR CARD, оно внешне пассивно в течение первых 1,5 – 2 минут устного ответа учащегося (см. приводимый ниже пример карточки к заданию из демоверсии 2007 г.) Экзаменатор имеет право только в случае крайней необходимости вмешиваться в устную речь учащегося (например, если он/она говорит не по теме, не переходит к следующему пункту задания и т.д.) Дело в том, что в критерии «Содержание» оценивается самостоятельность монологического высказывания, и экзаменатор-собеседник обязан дать возможность этой стороне речи экзаменуемого проявиться максимально. Если по каким-то причинам тот или иной аспект заданной темы остается нераскрытым, по данному критерию происходит снижение балла за выполнение задания. Экзаменатор-собеседник обязательно задаст вопрос по пропущенному пункту (см. ниже карточку экзаменатора-собеседника), это особенно помогает, если тот или иной аспект задания пропущен экзаменуемым по невниманию или из-за волнения. Вопросы экзаменатора могут также касаться затронутых, но недостаточно полно раскрытых пунктов задания (в этом случае они скорее всего будут начинаться с вопросительного слова Why). Однако какими бы хорошими при этом ни были ответы экзаменуемого, оцениваться они будет уже по следующему критерию – «Взаимодействие».

INTERLOCUTOR CARD
Task 1 (3 – 3.5 min)

Let the student talk for 1.5 – 2 minutes.
Ask only those questions which the student has not covered while giving the talk.

1. What makes people famous writers, singers, politicians, etc.?
2. What famous people/person do you like? Why?
3. Where do you prefer to get information about famous people from, why?
4. Is the life of a famous person easy? Why/why not?

All of these ideas must be covered.
Finally,
you must ask each student the following question:

Would you like to become famous? Why/why not?

SKILLS TO BE TESTED
The student is expected to demonstrate her/his ability to:
speak at length elaborating on the topic;
• produce coherent utterances;
• give reasons;
• use accurate grammar structures and a good range of vocabulary appropriate to the context and function.

Монологическое высказывание учащихся нельзя в полной мере оценить по всем указанным в общей схеме оценивания аспектам критерия «Взаимодействие». Монологическая речь по сути своей носит односторонний характер, нацелена на однонаправленную передачу информации. Однако при оценивании рассматриваемого задания ЕГЭ С3 критерий «Взаимодействие» пусть в ограниченном виде, но все же используется. Обратите внимание на то, что экзаменатор-собеседник (см. INTERLOCUTOR CARD) обязан каждому экзаменуемому вне зависимости от качества его ответа задать один дополнительный вопрос (в некоторых заданиях – два), которого нет в тестовом экзаменационном задании. Этот вопрос, в отличие от остальных тестовых вопросов задания заранее не известен экзаменуемому, он вносит в беседу элемент непредсказуемости. При этом оценивается адекватность и аргументированность спонтанного, заранее не запланированного ответа. Частное умение строить развернутое высказывание оценивается здесь на более сложном уровне.
Итак, для успешного выполнения задания необходимо:
1. Внимательно читать задание;
2. Не уходить от заданных аспектов темы, пытаясь подменить высказывание выученной дома «темой»;
3. Давать развернутый четкий конкретный ответ по каждому из пунктов задания.
4. Давать развернутые ответы на все тестовые вопросы, пусть даже самые простые (всегда иметь в виду вопрос Why?);
5. Давать связные ответы, используя средства логической связи;
6. Равномерно распределить время между высказываниями по всем пунктам задания.

Приведем примеры тренировочных тестовых заданий по монологической речи и ряд подготовительных упражнений к ним. С одной стороны, они направлены на формирование частного умения продуцирования развернутого высказывания. С другой стороны, эти упражнения помогают учащимся освоить технологию выполнения тестового задания в формате ЕГЭ. (Упражнения заимствованы из сборника тестов для подготовки к ЕГЭ Practice Tests for the Russian State Exam серии Macmillan Skills for Russia).
В сборнике содержатся задания как базового, так и базово-повышенного уровня, что помогает реализовать внутреннюю дифференциацию обучения и стимулировать развернутые высказывания при ответах как на сложные, так и на простые вопросы. (Сравните приводимый ниже пример тестового задания из теста № 12 и задание из демоверсии на одну и ту же тему: Famous people).
Упражнения в форме таблиц приучают учащихся последовательно отвечать на все вопросы задания, предварительно фиксируя свои мысли в виде кратких записей, а затем разворачивая их в полноценные высказывания. Формулировка вопросов стимулирует аргументацию.
Следующие за таблицами упражнения подготавливают учащихся к ответам на дополнительный, не известный им вопрос задания по монологической речи. Завершающее приводимый ряд примеров упражнение предполагает практическую работу учащихся с развернутым связным высказыванием-образцом: конструирование в рамках сверхфразового единства сложных предложений на основе предлагаемых начальных частей.

Тестовое задание, тест №1

STUDENT CARD
Task 1 (3 – 3.5 minutes)

Give a 2-minute talk on television.

Remember to say:
• what your favourite television programmes are;
• if your taste in television programmes has changed over the years, why/why not;
• when you watch television;
• if you watch television with or without your family or friends.

You have to talk for 1.5 – 2 minutes. The teacher will listen until you have finished. Then s/he will ask you some questions.

INTERLOCUTOR CARD
Task 1 (3 – 3.5 minutes)

Let the student talk for 1.5 – 2 minutes.
Ask only those questions which the student has not covered while giving a talk.
1. What are your favourite television programmes? Why?
2. Has your taste in television programmes changed over the years? Why/why not?
3. When do you watch television?
4. Do you watch television with your family or friends?

All of these ideas must be covered.
Finally, you must ask each student the following question:
Do you think young people watch too much television? Why?

Подготовительное упражнение

Look at the Student Card for Task 1 and make notes to complete the table.

What are your favourite television programmes?

Why?

Has your taste in TV programmes changed? How and why?

When do you watch television?

Do you watch TV with your family / with your friends / on your own?Why?

Which of these statements do you agree/disagree with? Explain why.
1 ‘Young people watch too much TV.’
2 ‘You can learn a lot by watching television.’
3 ‘Most programmes for children are very good.’

Тестовое задание, тест № 12

Task 1 (3 – 3.5 minutes)
Give a 2-minute talk on a famous person you like.

Remember to say:
• who the famous person is;
• what he/she looks like;
• what he/she is famous for;
• why you like him/her.

You have to talk for 1.5 – 2 minutes. The teacher will listen until you have finished. Then she will ask you some questions.

INTERLOCUTOR CARD
Task 1 (3 – 3.5 minutes)

Let the student talk for 1.5 – 2 minutes.
Ask only those questions which the student has not covered while giving a talk.
1. Who is the famous person you have chosen?
2. What does he/she look like?
3. What is he/she famous for?
4. Why do you like him/her?

All of these ideas must be covered.
Finally, you must ask each student the following question:

Do you want to be famous one day? Why/why not?

Подготовительное упражнение

Read the Student Card for Task 1. Make notes to complete the table.

name of famous person

 

their appearance

 

what they are famous for

 

why you like them

 

In pairs or as a group, discuss the question below. Use the phrases to help you.

What are the good and bad things about being famous?

There are lots of good/bad things about being famous, such as…
Famous people usually/often/sometimes…
One good/bad thing is that you can/can’t…
If you’re famous, you can/can’t…
If you’re famous, you have to/don’t have to…

Контрольные вопросы:
1. Какова процедура проведения устной части ЕГЭ по английскому языку и почему учащимся важно заранее о ней знать?
2. Какие задания входят в раздел экзамена «Говорение»?
3. Какие умения устной речи оцениваются в устной части экзамена?
4. По каким критериям происходит оценивание устных ответов учащихся?
5. Как оцениваются устные монологические ответы учащихся?
6. С чем могут быть связаны ошибки учащихся при выполнении задания «Тематическое монологическое высказывание» и какие упражнения могут способствовать их предотвращению?